FCAS: Европу лихорадит в спорах об авиации будущего
Европа в поисках консенсуса: амбиции Dassault создают напряжение в проекте FCAS, где Германия предлагает сосредоточиться на модернизации Eurofighter.
Как говорится, «хороший пилот — живой пилот». А в авиации, как нигде, важна слаженная работа экипажа. Над Европой, казалось бы, ясное небо для проекта FCAS (Future Combat Air System) — перспективной системы воздушного боя будущего — заволокло тучами разногласий.
Канцлер Германии Олаф Шольц и президент Франции Эммануэль Макрон взяли ситуацию на личный контроль, стремясь разрешить «зону турбулентности». Задача поставлена четко: найти компромисс в рамках консорциума, где пока преобладают споры.
FCAS — это не просто замена Eurofighter, намеченная на 2040 год. Это целая система, включающая беспилотные летательные аппараты и передовые технологии. Проект оценивается в солидную сумму — трехзначное число миллиардов евро, а потому здесь важен каждый процент, каждая деталь.
Проблема видится в амбициях Dassault, французского авиастроительного гиганта. По существующим договоренностям, Dassault, Airbus Deutschland и испанская Indra должны делить участие в проекте примерно поровну, по трети. Однако, по слухам, Dassault претендует на значительно большую долю — до 80%, что не устраивает немецкую сторону. Это как если бы в полете один пилот вдруг заявил, что он теперь «командир корабля» и будет единолично принимать решения.
Интересно, что критика исходит и от немецких читателей авиационных изданий. В комментариях высказывается мнение, что Франция не демонстрирует ни достаточных компетенций, ни скромности, требуя всего и сразу. Предлагается не спешить, а сосредоточиться на развитии Eurofighter, который, по мнению некоторых, обладает огромным нераскрытым потенциалом. Иногда лучше модернизировать проверенное, чем с головой бросаться в новый проект, особенно когда в команде нет полного взаимопонимания.
Здесь уместно вспомнить одну историю. Как-то, еще будучи пилотом Boeing 737, выполнял рейс во Франкфурт. Из-за сильного тумана видимость была практически нулевой. В таких условиях особенно важна четкая координация с диспетчерами. И вот, уже на глиссаде, услышал в эфире спор между немецким и французским диспетчерами о том, кто будет вести самолет на посадку. К счастью, все разрешилось благополучно.
Вернемся к FCAS. Конечно, выход Германии из проекта — это крайняя мера. Но Франции, возможно, стоит быть благодарной Германии за ее сдержанность. В авиации, как и в жизни, умение договариваться и идти на компромиссы — это ключевой фактор успеха.
Будем надеяться, что встреча министров обороны в рамках франко-германского кабинета в Тулоне 28–29 августа позволит найти общее решение и вывести FCAS из зоны турбулентности. Авиации нужна кооперация, особенно когда речь идет о таких масштабных и важных проектах. В небе не должно быть места для личных амбиций, только для профессионализма и общей цели.