Иранское небо: рулетка для авиакомпаний или разумная осторожность?

Иранское небо снова открыто, но EASA не спешит: повышенная боеготовность ПВО, риск случайного пуска ракеты и печальный опыт с Boeing 737.

Обломки после трагедии. Насколько безопасно сейчас небо над Ираном? Читайте анализ экспертов.
Обломки после трагедии. Насколько безопасно сейчас небо над Ираном? Читайте анализ экспертов.

Недавнее обострение ситуации на Ближнем Востоке, с обменом ракетно-бомбовыми ударами между Ираном и Израилем, вновь актуализировало вопрос о безопасности полётов над Ираном. Несмотря на то, что воздушное пространство над Ираном вновь открыто, Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) пока не спешит снимать запрет. Разберёмся в ситуации.

Многие авиакомпании, особенно из стран Персидского залива, активно используют иранское воздушное пространство для транзитных рейсов. Иран — важный транзитный узел, предлагающий кратчайшие и экономичные маршруты. Например, Lufthansa в нормальных условиях пересекает Иран с севера на юг при полетах в Бангалор. Однако сейчас немецкая авиакомпания предпочитает обходные пути, жертвуя временем и топливом ради безопасности.

Осторожность EASA: повышенная готовность ПВО

EASA занимает консервативную позицию. В бюллетене агентства говорится: «Учитывая сохраняющуюся напряжённость, можно предположить, что Иран сохранит повышенную боеготовность своей ПВО». Это означает сохранение риска случайного пуска ракеты.

Осторожность EASA подкреплена трагическими событиями. В январе 2020 года иранские ПВО по ошибке сбили украинский Boeing 737–800, выполнявший рейс PS752 из Тегерана в Киев. В результате погибли все 176 человек, находившиеся на борту.

Ситуация в регионе обострилась после израильских ударов по иранским ядерным объектам и правительственным учреждениям в Тегеране. По некоторым данным, США применили против иранских ядерных объектов так называемые «бункерные бомбы», что не способствует стабилизации обстановки.

Личный опыт: нервозность на эшелоне

Вспоминается случай во время полета рейсом Москва-Дубай над Ираном. Уже на эшелоне, когда был включен автопилот, ощущалась нервозность в кабине. Диспетчер сообщил о военных учениях в регионе и попросил отклониться от маршрута. Несмотря на отсутствие паники, уровень адреналина повысился. Тогда удалось благополучно обойти опасную зону, но этот эпизод запомнился.

Текущий статус авиакомпаний

Lufthansa приостановила полеты в Тель-Авив и Тегеран, но с 1 августа возобновляет рейсы в Тель-Авив. Рекомендация EASA не летать в Иран действует как минимум до 31 июля.

Летать или не летать: оценка рисков

Вопрос о полётах над Ираном остаётся открытым. Авиация всегда связана с риском, но современные системы безопасности постоянно совершенствуются. Каждая авиакомпания и пилот принимают решение, основываясь на собственной оценке рисков. Лично я бы рекомендовал пока воздержаться от полетов над Ираном. Лучше обойти зону турбулентности, чем рисковать, ведь авиация предпочитает тишину и спокойствие.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,