Иранское небо: рулетка для авиакомпаний или разумная осторожность?
Иранское небо снова открыто, но EASA не спешит: повышенная боеготовность ПВО, риск случайного пуска ракеты и печальный опыт с Boeing 737.
Недавнее обострение ситуации на Ближнем Востоке, с обменом ракетно-бомбовыми ударами между Ираном и Израилем, вновь актуализировало вопрос о безопасности полётов над Ираном. Несмотря на то, что воздушное пространство над Ираном вновь открыто, Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) пока не спешит снимать запрет. Разберёмся в ситуации.
Многие авиакомпании, особенно из стран Персидского залива, активно используют иранское воздушное пространство для транзитных рейсов. Иран — важный транзитный узел, предлагающий кратчайшие и экономичные маршруты. Например, Lufthansa в нормальных условиях пересекает Иран с севера на юг при полетах в Бангалор. Однако сейчас немецкая авиакомпания предпочитает обходные пути, жертвуя временем и топливом ради безопасности.
Осторожность EASA: повышенная готовность ПВО
EASA занимает консервативную позицию. В бюллетене агентства говорится: «Учитывая сохраняющуюся напряжённость, можно предположить, что Иран сохранит повышенную боеготовность своей ПВО». Это означает сохранение риска случайного пуска ракеты.
Осторожность EASA подкреплена трагическими событиями. В январе 2020 года иранские ПВО по ошибке сбили украинский Boeing 737–800, выполнявший рейс PS752 из Тегерана в Киев. В результате погибли все 176 человек, находившиеся на борту.
Ситуация в регионе обострилась после израильских ударов по иранским ядерным объектам и правительственным учреждениям в Тегеране. По некоторым данным, США применили против иранских ядерных объектов так называемые «бункерные бомбы», что не способствует стабилизации обстановки.
Личный опыт: нервозность на эшелоне
Вспоминается случай во время полета рейсом Москва-Дубай над Ираном. Уже на эшелоне, когда был включен автопилот, ощущалась нервозность в кабине. Диспетчер сообщил о военных учениях в регионе и попросил отклониться от маршрута. Несмотря на отсутствие паники, уровень адреналина повысился. Тогда удалось благополучно обойти опасную зону, но этот эпизод запомнился.
Текущий статус авиакомпаний
Lufthansa приостановила полеты в Тель-Авив и Тегеран, но с 1 августа возобновляет рейсы в Тель-Авив. Рекомендация EASA не летать в Иран действует как минимум до 31 июля.
Летать или не летать: оценка рисков
Вопрос о полётах над Ираном остаётся открытым. Авиация всегда связана с риском, но современные системы безопасности постоянно совершенствуются. Каждая авиакомпания и пилот принимают решение, основываясь на собственной оценке рисков. Лично я бы рекомендовал пока воздержаться от полетов над Ираном. Лучше обойти зону турбулентности, чем рисковать, ведь авиация предпочитает тишину и спокойствие.