MOSAIC: Малая авиация взлетает к новым горизонтам!

MOSAIC открывает двери для пилотов-любителей: отмена ограничений по весу позволит летать на более современных и безопасных самолетах, расширяя горизонты малой авиации.

Объявление MOSAIC на AirVenture: революция в малой авиации! Что ждет пилотов и конструкторов? Узнайте!
Объявление MOSAIC на AirVenture: революция в малой авиации! Что ждет пилотов и конструкторов? Узнайте!

Солнце светит, моторы гудят, и энергия на EAA AirVenture Oshkosh 2025 бьёт ключом. И есть от чего! Министр транспорта США Шон П. Даффи объявил о долгожданном прорыве — финальной версии правил MOSAIC (Modernization of Special Airworthiness Certification). Для мира малой авиации это как вторая молодость, особенно для категории LSA (Light-Sport Aircraft) и прав пилотов-любителей.

Для тысяч пилотов, конструкторов, производителей и просто «avgeeks», собравшихся на второй день крупнейшего авиашоу в мире, это новость, которую ждали годами. Итак, пристегните ремни, поговорим о MOSAIC и о том, что это значит для нас, для неба.

Развязывая крылья американской инженерной мысли

Джек Пелтон, глава EAA, задал тон под великолепным висконсинским небом: «Сегодня отличный день для полётов, и у нас есть отличные новости о полётах!» Он напомнил о колоссальном влиянии малой авиации: 300 миллиардов долларов в экономику, миллион рабочих мест, критически важная роль в гуманитарной помощи, медицинских рейсах и обеспечении правопорядка. Но гвоздь программы, конечно, MOSAIC — правила, которые ковались целых 20 лет.

Даффи, уроженец Висконсина, признался, что гордится тем, что работает в администрации, которая уделяет авиации столько внимания. По его словам, президент поставил перед ним задачу сосредоточиться на безопасности и модернизации авиации, наряду с «большими, красивыми дорогами и мостами».

«Не могу представить себе лучшего места, чем крупнейшее авиашоу малой авиации в США, чтобы объявить о том, что мы развязываем крылья американской инженерной мысли!» — заявил Даффи, и его энтузиазм эхом прокатился по территории AirVenture. «Эти новые правила будут способствовать улучшению конструкций, использованию более безопасных материалов и внедрению передовых технологий в секторе любительской авиации».

Многие годы пилоты и производители твердили, что устаревшие правила сдерживают инновации и безопасность в мире LSA. MOSAIC — это ответ FAA, и ответ весомый.

Как отметил Брайан Бедфорд, глава FAA: «Это знаковое правило направлено на увеличение доступности безопасных, современных и доступных воздушных судов для любительской авиации, летной подготовки и определенных видов авиационных работ».

Что это значит на практике? Категория LSA, включающая самолёты, планеры, мотопарапланы, дельталёты, вертолёты, автожиры, воздушные шары и дирижабли, станет намного универсальнее. Появится место для более быстрых, тяжёлых и совершенных конструкций, при этом безопасность останется на первом месте.

MOSAIC: Что нужно знать

MOSAIC — это, без преувеличения, кардинальная перестройка. Самые значительные изменения с момента введения категории LSA и пилотского свидетельства Sport Pilot в 2004 году.

«Слишком долго наши правила устаревали, сдерживая наших пилотов, наших строителей и наших новаторов», — заявил Даффи. «Прошло более 20 лет с момента последнего обновления этих правил. Многое изменилось!»

И правда, многое. Вот основные моменты:

  • Забудьте об ограничениях по весу: Больше никаких 1320 фунтов (598 кг) для LSA! MOSAIC заменяет это критериями, основанными на характеристиках, открывая двери для более тяжёлых и быстрых самолётов с большим количеством функций безопасности, таких как современная авионика, убирающееся шасси и винты постоянной скорости. Даже электрические силовые установки теперь в игре!

  • Больше мест, больше гибкости: LSA теперь могут иметь до четырёх мест, хотя Sport Pilots по-прежнему ограничены одним пассажиром (всего два человека на борту). «Два человека на борту, четыре места», — уточнил Даффи во время сессии вопросов и ответов, акцентируя внимание на ключевом моменте для пилотов. Правила также открывают двери для таких самолётов, как Cessna 172, 150 и Piper Cherokee, на основе ограничения скорости сваливания в 61 узел (113 км/ч). Фактически, многие из этих «рабочих лошадок» авиации общего назначения наконец-то обретают новый дом.

  • Расширенные привилегии Sport Pilot: При надлежащей подготовке и одобрениях Sport Pilots смогут летать ночью (положения, по которым ещё дорабатываются) и управлять более сложными самолётами с современными системами. Это большой шаг к тому, чтобы сделать свидетельство Sport Pilot более практичным и привлекательным для тех, кто хочет летать без более строгих требований лицензии частного пилота.

  • Новые миссии для LSA: Впервые LSA можно использовать для ограниченных коммерческих работ, таких как инспекции инфраструктуры, аэрофотосъемка и сельскохозяйственное наблюдение. Это открывает новые возможности для пилотов и бизнеса.

  • Шум и глобальный охват: Отвечая на более чем 1300 публичных комментариев, FAA внесла важные изменения, включая добровольные стандарты по шуму для производителей. «Мы хотим, чтобы наши производители могли продавать самолёты за границу», — объяснил Даффи, гарантируя, что LSA, построенные в США, смогут конкурировать на мировом рынке.

  • Готовность к использованию для существующих самолётов: Хорошие новости для владельцев самолётов, таких как Cessna 172, которые теперь соответствуют требованиям LSA: никаких дополнительных проверок не требуется. «Всё готово к использованию», — подтвердил Рошло, что делает переход плавным для пилотов.

Командная работа для безопасности и инноваций

MOSAIC ждали очень долго.

Рошло высоко оценил совместные усилия: «Мы рассмотрели более 1300 комментариев в нашем публичном уведомлении. Благодарим представителей отрасли за вклад в это правило».

Основанный на данных подход FAA, построенный на двух десятилетиях статистики безопасности LSA, гарантирует, что MOSAIC сбалансирует инновации с безопасностью. «Малая авиация остаётся основой американской авиации, и её безопасность по-прежнему является нашим главным приоритетом», — сказал Рошло.

Представитель Сэм Грейвс, пилот и давний посетитель AirVenture (это была его 30-я поездка!), сыграл важную роль в продвижении MOSAIC вперёд.

«Я был там, когда мы создавали первое правило Sport Pilot», — сказал он. «Мы установили срок для FAA, чтобы получить окончательное правило для MOSAIC в течение двух лет, и они опередили его на девять месяцев».

Грейвс отметил лидерство Даффи и приверженность FAA, заявив: «Я никогда не видел министра, более преданного делу и заинтересованного в решении проблем, которые мы, пилоты, видим».

Джек Пелтон поддержал это мнение, подчеркнув более широкий контекст. «Что особенного в AirVenture, так это то, что это не просто мероприятие в одной стране; это национальное достояние», — сказал он, подчеркнув, как MOSAIC согласуется с акцентом мероприятия на инновациях и безопасности. Он также поблагодарил команду FAA: «Если вы видите этих людей в синих рубашках с логотипом FAA, пожалуйста, поблагодарите их. Они находятся на переднем крае продвижения инноваций и безопасности».

Когда MOSAIC вступает в силу?

MOSAIC уже в действии. Полную версию правил можно найти в Интернете. Однако развёртывание займёт время. Изменения для Sport Pilots и специалистов по ремонту легкомоторной авиации вступают в силу через 90 дней после публикации в Федеральном реестре, а обновления сертификации LSA вступают в силу через год.

«Это очень длинный и подробный документ, и он будет иметь разное значение для разных операторов», — сказал Рошло, пообещав тесное сотрудничество с отраслью для обеспечения плавного перехода.

Даффи также намекнул на более широкие амбиции, связав MOSAIC с достижениями, такими как eVTOL и передовая воздушная мобильность.

«Это позволит нам расширить возможности и преимущества для развития воздушной мобильности», — сказал он, отметив партнёрство со странами, такими как Великобритания, Канада, Австралия и Новая Зеландия, для гармонизации стандартов на глобальном уровне. И он оставляет дверь открытой для новых идей: «Лучшие идеи исходят не от DOT. Если у вас есть отличные идеи о том, что мы можем сделать лучше для стимулирования инноваций и безопасности, мы вас внимательно слушаем».

Новая эра для малой авиации

MOSAIC — это поистине долгожданное изменение для малой авиации. Речь идёт о том, чтобы сделать полёты более доступными, стимулировать инновации и обеспечить безопасность на первом месте. «Это сделает лёгкий спорт более доступным и универсальным, и это привлечёт больше пилотов в этот процесс», — сказал Грейвс, подытоживая обещание этого правила. От Cessna 172, вступающих в ряды LSA, до Sport Pilots, получающих новые свободы, MOSAIC — это взлётная полоса в совершенно новый мир любительской авиации.

Как сказал министр Даффи: «Потратьте немного больше денег, чем вы планировали, в Висконсине, чтобы помочь стимулировать эту замечательную экономику!»

С MOSAIC небо становится более привлекательным, чем когда-либо.

Ну что ж, поднимем по кружке (безалкогольного, разумеется, перед полётом!) за новую эру полётов. Увидимся там, наверху! И помните: грамотное планирование — половина успешного полёта. Проведите свой собственный «брифинг» с новыми правилами, прежде чем включить форсаж!

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,