Надувной самолет Goodyear мечта, проткнутая стрелой реальности

Goodyear мечтал спасать пилотов на «летающем матрасе»: история о том, как лук и стрелы поставили крест на смелом проекте.

«Летающий матрас» Goodyear: надувная надежда, не взлетевшая в небо. Узнайте, что из этого вышло!
«Летающий матрас» Goodyear: надувная надежда, не взлетевшая в небо. Узнайте, что из этого вышло!

Приветствую, коллеги и все, кто неравнодушен к авиации! Сегодня мы поговорим о проекте, который можно назвать одновременно гениальным и провальным — надувном самолете. Да, вы не ослышались. В 1956 году компания Goodyear, та самая, что производит шины, представила Inflatoplane AO-2 — самолет, который должен был спасать сбитых пилотов.

Чек-лист идеи:

  • Цель: Эвакуация пилотов из вражеского тыла.
  • Решение: Легкий, компактный самолет, сбрасываемый на парашюте.
  • Исполнение: Надувная конструкция из прорезиненного нейлона.

Замысел, согласитесь, привлекательный. Представьте: пилота сбили, он приземляется где-то во вражеском тылу, а ему сбрасывают не просто аптечку и карту, а целый самолет! Упакованный он был, как большая туристическая палатка (примерно 90×60×60 см) и весил всего около 90 кг. Но, как говорится, гладко было на бумаге…

Тема спасения пилотов всегда была актуальной. Идея Inflatoplane, хоть и казалась фантастической, вполне укладывалась в логику обеспечения выживания в экстремальных условиях.

Первые модели Inflatoplane накачивались ручным насосом около сорока минут. Представляете, в условиях стресса, да еще и в тылу врага? Позже, правда, додумались до баллона с углекислотой и небольшого компрессора на двигателе, что сократило время до 10 минут. Моторчик, кстати, был скромный — всего 44 лошадиные силы. Но даже этого хватало, чтобы разогнать этот «летающий матрас» до 110 км/ч и поднять на высоту до 3 километров. Взлетная дистанция — всего 30 метров!

Проблемы на взлете

Однако «зона турбулентности» началась уже на этапе испытаний. В аэродинамической трубе крылья Inflatoplane складывались уже при скорости 120 км/ч. Сообщалось и о гибели пилота, когда крылья сложились в полете, но подтверждения этому нет. К сожалению, одна авария со смертельным исходом все же произошла — лопнул трос управления.

Всего было построено 12 таких самолетов. Проект закрыли в 1973 году. Поговаривают, что причиной стала фраза анонимного источника: армия не смогла найти «действительное военное применение для самолета, который можно сбить хорошо нацеленным луком и стрелами». Жестко, но справедливо.

Но не все так плохо. Как это часто бывает в авиации, неудачный проект дал толчок другим, более успешным решениям.

Что пошло в «плюс»?

  • Надувные поплавки для гидросамолетов. Это оказалось действительно полезным. Позволяет садиться на воду и парковаться на каменистых берегах. Компания Aircraft Floats Manufacturing, Ltd. разработала систему Full-Lotus — поплавки с надувными баллонами внутри прочного корпуса.
  • Надувные спасательные жилеты и плоты. Безопасность — превыше всего. Компания BF Aerospace, например, производит и ремонтирует тысячи таких изделий для разных типов самолетов.
  • Надувные эвакуационные трапы. Незаменимая вещь при аварийной посадке.
  • Надувные ангары. Российская компания «Ангарстрой» делает ангары и мастерские, в которых поддерживается нужная температура и влажность. Внутри есть освещение, вентиляция и даже система выхлопа. Служат такие ангары не менее 15 лет.

Вывод:

Inflatoplane, конечно, не стал «гражданином неба». Но он показал, что надувные конструкции могут быть полезны в авиации. Главное — правильно выбрать область применения и не забывать про безопасность. Как говорил один мой старый инструктор: «В авиации мелочей не бывает».

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,