PBA: от взлёта на мысе до авиакатастрофы
От взлёта на крыльях энтузиазма до трагического падения: как две катастрофы в 1984 году подорвали доверие к успешной авиакомпании PBA.
В авиации, как и в жизни, бывают как головокружительные взлёты, так и периоды серьёзной турбулентности. Сегодня я расскажу вам историю Provincetown-Boston Airline (PBA) — авиакомпании, которая, подобно многим региональным перевозчикам, начинала скромно, но сумела найти свою нишу и привлечь внимание крупных игроков.
PBA — это классическая история успеха, выросшего из семейного бизнеса и страсти к полётам. Всё началось с Джона К. Ван Арсдейла, ветерана Второй мировой войны, который, вернувшись домой, увидел огромный потенциал в развитии авиаперевозок. В 1946 году он основал лётную школу Cape Cod Flying Service на мысе Код, штат Массачусетс. А 31 октября 1948 года Ван Арсдейл открыл муниципальный аэропорт Провинстаун (PVC) — прямо на оконечности мыса.
Представьте себе: он сам садился за штурвал, перевозя жителей Провинстауна через залив в бостонский аэропорт Логан, а его жена Бетти занималась бронированием билетов. Всего 20–30 минут полёта против пяти часов по суше! Неудивительно, что спрос на такие перелёты резко возрос. Именно тогда у Ван Арсдейла и родилась идея создать свою собственную авиакомпанию, которую он остроумно назвал Provincetown-Boston Airline. Как он сам шутил: «Чтобы не пришлось объяснять людям, куда я летаю».
Первым самолётом PBA стал Cessna T-50 Bobcat в 1949 году. Эта небольшая машина вмещала четырёх пассажиров и одного пилота. А уже в 1953 году PBA приобрела Lockheed Model 10 Electra, которые могли перевозить до десяти человек.
В 50-х годах PBA заключила интерлайн-соглашения с крупными авиакомпаниями, работающими в Бостоне. Это позволяло пассажирам пересаживаться на рейсы из и в Провинстаун, не беспокоясь о повторной регистрации багажа.
Зимний вопрос и решение
Но у PBA была сезонная проблема: зимой в Массачусетсе становилось слишком холодно, и авиакомпания вынуждена была приостанавливать полёты. Ван Арсдейл не хотел терять деньги и нашёл выход.
Во время одной из поездок во Флориду он познакомился с Джозефом Л. Брауном, основателем Naples Airlines. У этой авиакомпании была схожая ситуация: региональный маршрут Неаполь — Майами и простой в летние месяцы. Ван Арсдейл предложил обмен самолётами и сотрудниками между двумя компаниями. В 1957 году они заключили официальное соглашение: персонал PBA отправлялся во Флориду на зимний сезон, а сотрудники Naples — в Массачусетс на лето.
В 1959 году Naples Airlines столкнулась с серьёзными финансовыми трудностями, и Браун выставил её на продажу. Ван Арсдейл обошёл 14 других претендентов и приобрёл авиакомпанию. В 60-х годах спрос на маршрут Неаполь — Майами достиг пика, и PBA приобрела пару Douglas DC-3, каждый из которых мог вместить до 32 пассажиров — в три раза больше, чем Model 10 Electra.
Ван Арсдейл также увидел необходимость в открытии дополнительных маршрутов во Флориде. 1 июня 1968 года PBA запустила рейс Неаполь — Тампа. К 1976 году PBA обновила свой парк, приобретя 44-местные Martin 4−0–4 у Southeast Airlines. При этом Ван Арсдейл предусмотрительно оставлял небольшие самолёты для периодов низкого спроса во Флориде.
31 декабря 1979 года Ван Арсдейл отошёл от дел и передал управление компанией двум своим сыновьям, Джону-младшему и Питеру. Они, вместе с братом Биллом и сестрой Джин, начали работать в авиакомпании ещё подростками.
В начале 80-х PBA начала расширять свою сеть в Новой Англии и Флориде, добавляя новые направления, такие как Мартас-Винъярд, Нантакет, Джексонвилл и Ки-Уэст.
Трагический перелом и банкротство
Но вторая половина 1984 года оказалась переломной для PBA. Произошли две трагические катастрофы. В сентябре сотрудник залил не тот тип топлива в самолёт, летевший из Неаполя в Тампу, в результате чего один человек погиб и пятеро получили ранения. Федеральное управление гражданской авиации (FAA) приостановило деятельность PBA до декабря. А 6 декабря Embraer Bandeirante с 13 людьми на борту разбился вскоре после взлёта, погибли все.
Потеряв доверие, PBA подала заявление о банкротстве в 1985 году. В следующем году PEOPLExpress приобрела PBA, но это владение было недолгим, так как в 1988 году Continental Airlines купила PEOPLExpress. Continental, в свою очередь, спустя десятилетия объединилась с United.
Хотя Provincetown-Boston Airline больше не существует, аэропорт Провинстаун продолжает процветать благодаря туризму. В партнёрстве с JetBlue, через кодшеринговое соглашение, Cape Air выполняет несколько ежедневных 20-минутных рейсов между Провинстауном и Бостоном.
История PBA — это напоминание о том, что даже самые амбициозные проекты могут столкнуться с непредвиденными обстоятельствами. Важно всегда помнить о безопасности, профессионализме и постоянном обучении. Ведь в авиации цена ошибки может быть слишком высокой.