Трагедия над Потомаком: высотомер Black Hawk мог стать убийцей

Разгадка трагедии над Потомаком кроется в показаниях высотомера Black Hawk: приборы могли фатально занижать высоту на десятки метров.

Обломки Black Hawk над Потомаком. Техническая неисправность? Узнайте детали трагической авиакатастрофы в Вашингтоне.
Обломки Black Hawk над Потомаком. Техническая неисправность? Узнайте детали трагической авиакатастрофы в Вашингтоне.

Вашингтон потрясен трагическим инцидентом, произошедшим в районе аэропорта имени Рональда Рейгана (Ronald Reagan Airport). Вертолёт UH-60 Black Hawk столкнулся с региональным самолётом CRJ-700 над рекой Потомак, унеся жизни всех 67 человек, находившихся на борту обоих воздушных судов. Расследование Национального совета по безопасности на транспорте США (NTSB) выдвигает новую версию, согласно которой роковую роль могла сыграть техническая неисправность вертолета.

Роковой вечер над Потомаком

29 января 2025 года, аэропорт Вашингтона. Экипаж рейса 5342 авиакомпании American Airlines, выполнявшего полёт из города Уичито (Wichita), готовился к посадке на полосу 33. В 20:47:40 по местному времени система предупреждения столкновений (TCAS) в кабине CRJ-700 внезапно выдала сигнал тревоги: «Внимание, трафик!». Практически одновременно, в 20:47:42, диспетчерская служба дала указание экипажу Black Hawk пролететь «за» CRJ-700.

Дальнейшее развитие событий восстанавливается по данным бортовых самописцев. В 20:47:58 пилоты CRJ-700 вывели самолет из левого крена, при этом угол тангажа был увеличен почти до максимального. Нос самолета поднялся на девять градусов. В этот момент UH-60 врезался в CRJ-700 справа.

Последняя зафиксированная высота CRJ-700 составила всего 95 метров (313 футов). Все 64 пассажира и члена экипажа регионального самолета, а также трое военнослужащих на борту Black Hawk погибли.

Причина катастрофы — неисправный высотомер?

Первоначально следствие рассматривало различные версии, включая ошибку пилотирования. Однако по мере развития расследования приоритетной стала версия о неисправности барометрического высотомера на вертолете. Директор NTSB Дженнифер Хоменди на пресс-конференции заявила, что «вполне возможно, что в действиях пилотов не было ошибки». Экипаж Black Hawk мог видеть на приборах «совершенно иные» значения высоты, не соответствующие действительности.

По предварительным данным, в момент столкновения барометрический высотомер Black Hawk показывал высоту на 30 метров ниже, чем фактическая высота полёта CRJ-700.

Эксперимент над рекой

В рамках расследования NTSB провела серию полётов с использованием трех аналогичных вертолётов UH-60L Black Hawk над приливной зоной реки Потомак. Результаты оказались тревожными: барометрические высотомеры демонстрировали заниженные значения высоты, расходящиеся с фактическими на 24–40 метров (80–130 футов).

Возможные последствия и аналогии

Если версия о неисправности высотомера подтвердится, это может повлечь за собой масштабные проверки и доработки всего парка вертолётов Black Hawk, находящихся в эксплуатации по всему миру. Подобные случаи, когда техническая неисправность приводила к катастрофическим последствиям, к сожалению, не редкость в истории авиации. В отечественной практике также известны случаи, когда некорректная работа приборов становилась причиной аварийных ситуаций.

Следствие продолжается

Расследование трагедии над Потомаком продолжается, и окончательные выводы будут сделаны после проведения всех необходимых экспертиз и анализа полученных данных. Тем не менее, предварительные результаты указывают на то, что технические неисправности, даже в самых современных летательных аппаратах, могут стать причиной катастроф и требуют постоянного внимания и совершенствования систем контроля и безопасности.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,