Красное море: Китайский лазер ослепляет немецкий самолет

красное море становится ареной опасных инцидентов: немецкий самолет ослеплен лазером, выпущенным, предположительно, с китайской стороны, что ставит под угрозу безопасность полетов.

Немецкий морской разведчик над Аденом: что скрывается за лучом лазера в небе?
Немецкий морской разведчик над Аденом: что скрывается за лучом лазера в небе?

Как говорится, «хороший день начинается с хорошей предполетной подготовки». Но иногда даже самый тщательный чек-лист не убережёт от неожиданностей в воздухе. Недавно я узнал об инциденте, который заставил меня, как человека, проведшего тысячи часов в кабине, серьёзно задуматься. Итак, по порядку.

Немецкий морской разведчик, зафрахтованный Германией, выполнял полет в рамках европейской операции ASPIDES в районе Красного моря и Аденского залива. Задача — обеспечение безопасности судоходства, защита от пиратов и прочих незваных гостей. И тут, как гром среди ясного неба, — лазерное наведение с китайской стороны.

Вы спросите: «Лазерное наведение? Это вообще что?» Представьте себе мощный луч света, направленный прямо в кабину пилота. В авиации такой «сюрприз» называется «Blendlaser» — ослепляющий лазер. Цель, как правило, — временно ослепить пилота, дезориентировать его. Последствия, думаю, объяснять не нужно: потеря ориентации, сбой в управлении, в худшем случае — катастрофа.

Судя по информации, китайская сторона не удосужилась выйти на связь по частоте бедствия, проигнорировав стандартные процедуры. Это все равно, что войти в глиссаду без разрешения диспетчера — риск столкновения возрастает многократно.

МИД Германии вызвал китайского посла для дачи объяснений. Справедливо. Потому что, как гласит старая авиационная поговорка: «Нельзя стрелять лазерами в самолёты». Или, если перефразировать, — нельзя ставить под угрозу жизни людей в небе, вне зависимости от политических разногласий.

Я понимаю, что регион сложный, геополитическая ситуация накалена до предела. Операция ASPIDES, в которой участвуют Германия, Греция, Италия, Франция и Нидерланды, призвана стабилизировать обстановку, защитить торговые пути. Но лазерные атаки — это серьезный выход за рамки допустимого. Это эскалация, игра с огнем, рейс вслепую.

В моей практике, слава богу, с лазерами дело иметь не приходилось. Но однажды, летая над Индийским океаном, столкнулся с турбулентностью такой силы, что казалось, будто самолет сейчас развалится на части. Было страшно. Но мы справились, вышли из зоны турбулентности. И я точно знаю, что в такие моменты важна каждая мелочь: профессионализм, взаимопонимание, четкое соблюдение инструкций.

Так вот, этот инцидент с лазером — это как раз тот случай, когда профессионализм и уважение к правилам отходят на второй план. Надеюсь, что китайская сторона сделает правильные выводы и в следующий раз предпочтет решать вопросы дипломатическим путем, а не направлять лазеры в небо. Потому что небо, друзья мои, должно быть безопасным для всех. И точка.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,