Рейс 232: Невозможное возможно, история невероятного спасения
Трагедия рейса 232 раскрывает невероятный случай: благодаря слаженной работе экипажа и помощи пассажира, посадка DC-10 с отказавшей гидравликой стала возможной.
19 июля 1989 года McDonnell Douglas DC-10–10, серийный номер 46618/118, зарегистрированный как N1819U и выполнявший рейс 232 United Airlines (UA), вылетел из денверского аэропорта Стэплтон в 14:09 по местному времени. Пункт назначения — чикагский аэропорт О’Хара, с дальнейшим следованием в Филадельфию. На борту находились 296 человек, включая пассажиров и экипаж.
Через час и семь минут полета на эшелоне 370 (37 000 футов), выполняя небольшой правый разворот, экипаж услышал громкий хлопок, за которым последовали вибрация и дрожь. Двигатель №2, установленный в вертикальном стабилизаторе DC-10, потерпел нелокализованное разрушение. Иными словами, он разлетелся на куски. Осколки повредили почти все гидравлические магистрали, проходившие в этом районе, что вызвало серьезные проблемы с управляемостью самолета. Ситуация была подобна внезапному отказу тормозов и практически полной потере управления рулем в автомобиле, но на скорости 850 км/ч и на высоте в несколько километров.
Давление во всех трех независимых гидравлических системах самолета упало до нуля. Самолет начал неконтролируемое снижение с правым креном, которое экипаж мог лишь частично компенсировать, меняя тягу двигателей, расположенных на крыльях. В 15:20 экипаж объявил чрезвычайную ситуацию и получил вектор на аэропорт Су-Сити (SUX) в Айове от диспетчерского центра Миннеаполиса. Нужно было срочно совершить посадку.
Самолет несколько раз облетел аэропорт по кругу, теряя высоту. Подход выполнялся на скорости 215 миль в час, но с высокой вертикальной скоростью снижения. В самый последний момент самолет начал «дельфинировать» (колебаться вверх-вниз) и клюнул носом, коснувшись земли немного раньше взлетно-посадочной полосы 22 и правее осевой линии. Сначала ударилось правое крыло. Затем авиалайнер перевернулся, загорелся и развалился на части в кукурузном поле.
Капитан Альфред Хейнс, первый офицер Уильям Рекордс, второй офицер Дадли Дворак и проверяющий пилот капитан Деннис Фитч (который летел в качестве пассажира и пришел в кабину, чтобы помочь), сделали все возможное в этой критической ситуации.
Расследование показало, что причиной разрушения двигателя стало разрушение диска вентилятора. Этот DC-10 был поставлен в 1973 году и на момент аварии налетал 43 403 часа за 16 997 циклов. Отсутствие гидравлического давления, вызванное повреждением гидравлических магистралей вблизи двигателя №2, лишило экипаж возможности контролировать самолет на подходе.
Причиной разрушения двигателя стала ранее не обнаруженная усталостная трещина вблизи вала диска вентилятора первой ступени. Три месяца спустя трещина и несколько отдельных лопаток были обнаружены в кукурузном поле. Виновником оказался дефект в титановом сплаве дисков.
После этого инцидента, во избежание повторения подобного сценария, были проверены многие диски вентилятора первой ступени двигателей General Electric CF6, находившиеся в эксплуатации. По крайней мере, в двух других дисках были обнаружены аналогичные дефекты. Кроме того, на всех самолетах DC-10 в гидравлической системе №3, в области под двигателем №2, были установлены гидравлические предохранители, чтобы обеспечить управляемость в случае повреждения всех трех гидравлических магистралей в хвостовой части.
В результате катастрофы погиб 111 человек из 296 находившихся на борту. На выживаемость повлияли несколько факторов, в том числе хорошая погода, дневное время суток, время смены смен в местных больницах и присутствие персонала Национальной гвардии Айовы в аэропорту в этот день.
Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) пришел к выводу, что успешная посадка была практически невозможной.
До этого события никто никогда не выживал при полной потере управления самолетом. И 19 июля 1989 года это произошло. Когда капитан Хейнс совершал свой последний рейс перед выходом на пенсию, на борту находились несколько спасателей и выживших в рейсе 232 United Airlines.
Эта история — пример того, как даже в самых критических ситуациях профессионализм, хладнокровие и командная работа могут помочь найти выход. Она навсегда вписана в историю авиации.