«Антей» ускользнул: дерзкий рейс «Руслана» из Киева в Лейпциг
«Антей» вырвался из киевской ловушки: дерзкий рейс «Руслана» в Лейпциг стал возможен благодаря модернизированным двигателям с зубчатыми соплами, снижающими шум.
«Не каждый день увидишь такое кино»,— как говорил один мой знакомый авиадиспетчер. И действительно, 11 июля произошло событие, которое войдет в авиационные анналы: Ан-124 «Руслан» (по-украински «Антей»), принадлежащий авиакомпании «Антонов», совершил перелет из Киева в Лейпциг. Для многих, включая, по всей видимости, некоторых в Москве, это стало неожиданностью.
Для ясности. Этот конкретный «Руслан», с бортовым номером UR-82073, с 13 марта 2021 года находился на территории завода «Антонов» в Святошино, под Киевом, на техническом обслуживании. После начала известных событий в феврале 2022 года он оказался там временно заблокирован. Воздушное пространство над Украиной для гражданской авиации закрыто, и о полетах не могло быть и речи.
Однако 11 июля, около 14:38 по местному времени, «Руслан» UR-82073 появился в аэропорту Лейпциг-Галле. Авиакомпания «Антонов» использует этот аэропорт как временную базу после вынужденного переезда из разрушенного Гостомеля.
По сообщениям очевидцев, «Руслан» пролетел над Киевом на небольшой высоте, что стало неожиданностью не только для местных жителей. До границы с Польшей «Антей» летел без включенного транспондера, и отследить его было невозможно. Только войдя в польское воздушное пространство, он стал виден на радарах.
Реакция
Сложно передать словами, что началось в российских Telegram-каналах и среди военных экспертов. Обвинения в провале разведки, упущенной возможности уничтожить самолет еще на земле или в воздухе… Звучали даже предположения, что теперь «Антонов» будет использовать этот «Руслан» для перевозки вооружений из разных стран в польский Жешув, ставший главным хабом для поставок вооружений в Украину.
Канал «Fighterbomber», близкий к российским ВКС, назвал эвакуацию Ан-124 из Святошино «печальным инцидентом, особенно для нашей разведки», отметив, что «грустно не то, что Ан-124 прилетел, а то, что он улетел целым и невредимым».
Этот инцидент поднимает вопросы об эффективности российской военной разведки. Известно, что по заводу «Антонов» в Святошино наносились удары, в том числе и по цеху, где находится недостроенный второй экземпляр «Мрии» Ан-225. Однако, видимо, уничтожение Ан-124 не было приоритетной задачей.
Подготовка «Руслана» к перелету, возможно, включавшая тестовый полет или рулежку, осталась незамеченной. Самолет такого размера, находящийся на открытой площадке,— заметная цель. Западные эксперты отметили, что Ан-124 оставляет в небе «радиолокационную сигнатуру маленькой планеты», летит медленно и отслеживается.
Модернизация
По украинским данным, этот «Руслан» (UR-82073), построенный более 30 лет назад в Ульяновске, был модернизирован в Святошино. Он получил обновленную авионику и модифицированные двигатели с зубчатыми соплами, так называемыми Chevron Nozzles, снижающими уровень шума. На фото и видео, сделанных над Киевом и в Лейпциге, эти зубчатые выходы хорошо видны.
По слухам, UR-82073 прибыл в Лейпциг для сертификации этих модернизаций. Скорее всего, он вернется в строй и пополнит парк «Антонова», состоящий сейчас из пяти «Русланов».