Сидней Коттон: пилот шпион и прототип Бонда

Австралийский ас Сидней Коттон, прототип агента 007: как аэрофотосъемка люфтваффе и личное знакомство с Флемингом помогли создать легенду о Джеймсе Бонде.

Lockheed 12A Electra Junior: самолет шпиона Сиднея Коттона. Загадка снимков времен Второй Мировой будоражит умы до сих пор.
Lockheed 12A Electra Junior: самолет шпиона Сиднея Коттона. Загадка снимков времен Второй Мировой будоражит умы до сих пор.

Сидней Коттон — имя, которое в авиационных кругах звучит не так часто, как, скажем, Чкалов или Линдберг. Но этот человек заслуживает особого внимания. Австралийский авиатор, новатор воздушной разведки, человек, который не признавал авторитетов — и, как поговаривают, стал одним из прототипов Джеймса Бонда.

Ранние годы и первый «полёт вслепую»

Коттон родился в 1894 году в Квинсленде. Семейные предания, связанные с предательствами со стороны британского и российского правительств, закалили его характер с юных лет. Неудивительно, что он рано научился ставить под сомнение любые указания сверху.

Первый «полёт вслепую» Коттон совершил еще в 1914 году, когда рвался на фронт Первой мировой войны. Отец запретил ему вступать в австралийские имперские силы, но после потопления «Лузитании» будущий ас всё же умудрился добраться до Англии и записаться в Королевскую военно-морскую авиацию.

Его первым самолетом стал французский Farman Longhorn — биплан 1912 года, с максимальной скоростью около 90 км/ч. Коттон совершил свой первый самостоятельный вылет практически без подготовки. «Сделай или умри,» — писал Коттон в своей автобиографии «Aviator Extraordinary». «У меня не было выбора, кроме как открыть дроссель и отправиться на верную смерть.» К счастью, всё обошлось.

Воздушная разведка и лётный комбинезон «Sidcot»

Во время войны Коттон занимался воздушной разведкой над Ла-Маншем и участвовал в бомбардировках Франции и Германии. Он даже успел запатентовать свое первое изобретение — знаменитый лётный комбинезон «Sidcot». Это был цельный комбинезон из хлопчатобумажной ткани с прорезиненной подкладкой, защищавший пилотов от холода на больших высотах. По некоторым данным, в таком комбинезоне был сбит сам «Красный Барон» — Манфред фон Рихтгофен.

В период между мировыми войнами Коттон занимался бизнесом, а также аэрофотосъемкой, и в 1933 году приобрел часть компании Dufaycolor, занимавшейся производством цветных отпечатков.

Миссия в предвоенной Европе

В 1938 году Коттон получил предложение от британской разведки: под видом гражданского фотографа производить аэрофотосъемку немецких военных объектов и передвижений войск. Фред Винтерботам, глава британской воздушной разведки, предоставил в распоряжение Коттона Lockheed 12A Electra Junior и неограниченный бюджет.

Этот восьмиместный двухмоторный самолёт был разработан компанией Lockheed для небольших авиакомпаний, корпораций и состоятельных частных лиц. Коттон установил две камеры в брюхе самолета и еще несколько — в боковых окнах, а также модифицировал систему обогрева, чтобы теплый воздух направлялся на линзы камер, предотвращая запотевание.

Истории о его «полётах вслепую» поражают. Коттон утверждал, что брал с собой на борт начальника штаба Люфтваффе Альберта Кессельринга и, пока тот любовался пейзажами, тайно фотографировал немецкие укрепления, такие как «линия Зигфрида». Известно, что Коттон вылетел из Берлина в последний день перед началом Второй мировой войны.

После того, как в 1940 году немецкая бомба повредила ангар в Хестоне, где стоял самолёт Коттона, его отправили на ремонт в США. Во время восстановительных работ обнаружились интересные детали: камеры в брюхе самолёта никак не могли быть скрыты от пассажиров из-за своих размеров, а моторов или креплений для камер в крыльях вообще не существовало.

Война и отставка

После начала войны Коттон возглавил Подразделение аэрофоторазведки Королевских ВВС. Под его командованием, помимо Electra, находились четыре истребителя Spitfire, оснащенные камерами. Однажды «Спитфайры» Коттона сфотографировали с высоты около 9 километров 400 немецких танков, спрятанных под маскировкой.

Несмотря на успехи, Коттон не умел ладить с начальством. Его подразделение прозвали «Клубом Коттона», и в одном из служебных документов того времени оно было названо «законом самим себе». В 1940 году Коттона отстранили от командования, и он ушел в отставку.

Прототип Джеймса Бонда

Дружба Коттона с писателем Яном Флемингом, автором «бондианы», стала еще одним интересным фактом его биографии. Флеминг в то время служил в военно-морской разведке и впоследствии признался, что Коттон стал одним из прототипов Джеймса Бонда. Любовь к приключениям, шпионские гаджеты, женщины и полное игнорирование авторитетов — все это сближает Коттона с известным литературным героем.

На обложке своей автобиографии «Aviator Extraordinary» Коттон поместил цитату Генри Дэвида Торо: «Если человек не идет в ногу со своими товарищами, возможно, это потому, что он слышит другой барабан. Пусть он шагает под ту музыку, которую слышит.»

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,