Суперлайнер American Airlines застрял из-за… нехватки кресел!
Новейший Airbus A321XLR American Airlines простаивает в Остраве: поставщик сорвал сроки, и лайнер ждет бизнес-кресла с 2019 года.
В конце июля с конвейера Airbus в Гамбурге сошел первый Airbus A321XLR (Extra Long Range) для авиакомпании American Airlines. Этот новейший узкофюзеляжный авиалайнер с увеличенной дальностью полета призван совершить революцию на трансконтинентальных маршрутах, открывая перед перевозчиками возможность выполнять дальние рейсы даже при невысоком спросе.
Однако вместо того, чтобы сразу отправиться в пассажирский рейс, новый A321XLR был отправлен на длительное хранение… в чешскую Остраву. Этот небольшой, но хорошо известный авиационным специалистам аэропорт специализируется на техническом обслуживании и хранении воздушных судов. Причина столь необычного «отдыха» для только что выпущенного самолета оказалась проста и в то же время обескураживающа: American Airlines до сих пор не получила бизнес-кресла для этого лайнера, заказ на которые был оформлен еще в 2019 году.
Речь идет о специальных креслах бизнес-класса, трансформирующихся в полноценную кровать. Они являются одним из ключевых элементов интерьера нового лайнера, ориентированного на дальние рейсы, где пассажиры готовы платить за повышенный комфорт. Задержка с поставкой и установкой этих кресел рискует превратить новый, полностью готовый к полетам Airbus A321XLR в долгосрочного «обитателя» стоянки в Остраве — простой может затянуться на недели, а то и месяцы.
Почему A321XLR так важен для American Airlines?
Airbus A321XLR — одна из самых ожидаемых новинок в авиационном мире. Его впечатляющая дальность полета, достигающая 8700 км (5400 миль), позволяет обслуживать маршруты, которые ранее были экономически нерентабельными, поскольку для их выполнения требовались исключительно широкофюзеляжные самолеты. Представьте, если бы авиакомпания «Аэрофлот» смогла запустить прямые рейсы из Москвы во Владивосток на самолете размером с Sukhoi Superjet, но с дальностью полета, сравнимой с Boeing 777!
Для American Airlines, как и для других авиакомпаний, это открывает следующие возможности:
- Запуск трансконтинентальных рейсов по территории США с меньшими затратами. Вместо использования больших и дорогих Boeing 777 или Airbus A330 на маршрутах, где заполняемость не всегда высока, можно использовать более экономичный A321XLR.
- Тестирование международных направлений с небольшим спросом из США в Европу и Южную Америку. Перед запуском широкофюзеляжного самолета на новое направление авиакомпания может оценить потенциал рынка, используя A321XLR. Это аналогично тому, как российские авиакомпании «прощупывают» новые направления, используя, например, Boeing 737 или Airbus A320neo перед тем, как выпустить на линию более вместительный лайнер.
- «Раскатка» новых, перспективных дальних маршрутов с минимальными затратами с целью дальнейшего перевода на них более вместительные широкофюзеляжные авиалайнеры. По мере роста спроса на новом направлении, на него можно будет перевести более крупный самолет, а A321XLR использовать на других, менее загруженных маршрутах.
Однако задержка с поставкой кресел ставит под угрозу первоначальные планы American Airlines. Дебют Airbus A321XLR на коммерческих рейсах, скорее всего, будет отложен до 2026 года.
Wizz Air тоже меняет планы по A321XLR
Интересно, что в то же время европейский лоукостер Wizz Air принял решение значительно сократить свой заказ на A321XLR — по некоторым данным, в 3–5 раз. И причина здесь кроется не в самом самолете, а в изменении стратегии компании.
Изначально A321XLR планировалось использовать для развития базы на Ближнем Востоке — в Абу-Даби, откуда можно было выполнять дальние рейсы в Азию, Африку и Европу. Однако проект Wizz Air Abu Dhabi так и не вышел на прибыльность и будет закрыт 1 сентября 2025 года.
В результате, высвободившиеся самолеты будут переброшены в Европу, где для лоукост-модели более эффективны стандартные A321neo для средних дистанций.
Заключение
История с A321XLR American Airlines — яркий пример того, как даже самые современные технологии могут быть «парализованы» из-за казалось бы незначительных деталей, таких как задержка с поставкой кресел. Этот случай напоминает о важности слаженной работы всех звеньев в цепочке поставок, особенно в авиационной отрасли, где безопасность и комфорт пассажиров — превыше всего. Остается надеяться, что проблема с креслами будет решена в ближайшее время, и A321XLR American Airlines все же поднимется в небо, открывая новые горизонты для трансконтинентальных перелетов.