Airbus A320: Свержение короля. Boeing 737 повержен?

Европейский концерн Airbus обходит Boeing 737: ошибки конкурента, технологический рывок A320neo и планы по созданию абсолютно нового авиалайнера к 2035 году.

Airbus A320: восход новой эры? Как европейский лайнер обошёл Boeing. Что дальше?
Airbus A320: восход новой эры? Как европейский лайнер обошёл Boeing. Что дальше?

Гамбург. Эра доминирования Boeing 737 подошла к концу. Десятилетиями американский авиалайнер был бестселлером и лидером по количеству поставленных экземпляров. Но в эти дни европейский концерн Airbus совершает, казалось бы, невозможное — обходит семейство 737 по общему числу выпущенных самолётов.

Это кульминация многолетней «гонки вооружений», которую Airbus начал ещё в 1980-х годах. Теперь A320 уверенно лидирует по общему количеству поставленных машин. Что это — случайность, результат ошибок конкурента или закономерность развития европейской авиационной школы?

По данным авиационно-консалтинговой компании Cirium Ascent, по состоянию на начало августа 2025 года общее количество поставленных самолётов семейств A318, A319, A320, A321, A319neo, A320neo и A321neo достигло 12 155 единиц. Отрыв от вечного конкурента, Boeing 737, сократился до 20 самолётов. Ожидается, что уже к сентябрю A320 официально займет первое место.

Технологическое превосходство и роковые ошибки

Решающую роль в этом рывке сыграла модернизация программы A320 в 2010-х годах. Семейство A320neo, оснащенное двигателями нового поколения, к концу июля насчитывало 4 051 поставленный самолёт, включая 2 232 A320neo и 1 787 A321neo. Этот технологический прорыв поставил Boeing в крайне неудобное положение.

В попытке догнать конкурента Boeing в спешке выпустил на рынок 737 MAX. Однако спешка привела к трагическим последствиям. Две катастрофы 737 MAX в 2018 и 2019 годах, с разницей всего в несколько месяцев, унесли жизни 346 человек и стали результатом недоработанной системы управления полётом MCAS. Пока Airbus наращивал производство A320neo на своих заводах в Тулузе, Гамбурге, Тяньцзине и Мобиле, 737 MAX был приземлен по всему миру. Следует отметить, что российские авиакомпании, такие как «Аэрофлот» и S7 Airlines, также эксплуатировали Boeing 737 MAX и понесли убытки из-за приостановки полётов.

Уже в 2019 году программа A320 обошла 737 по количеству полученных заказов. Airbus планирует увеличить производство на своих европейских, китайских и американских заводах до 75 самолётов в месяц в течение следующих двух лет. Это позволит компании и дальше укреплять свои позиции на рынке.

За горизонтом — новый авиалайнер

Параллельно с наращиванием производства A320neo, Airbus активно работает над созданием преемника. Ключевые параметры: снижение расхода топлива на 20–30% по сравнению с A320neo и возможность использования 100% экологически чистого авиационного топлива (SAF). Ориентировочный срок ввода в эксплуатацию (EIS): 2035 год. В Airbus заявляют, что новая модель станет полностью переработанным самолётом.

«Мы готовимся к новому рывку, чтобы сделать наши узкофюзеляжные самолёты ещё лучше и продвинуть будущее авиации, когда придёт время», — заявил глава подразделения перспективных программ Airbus, Бруно Фишефё.

Airbus планирует достичь заявленных целей по эффективности за счет использования легких и прочных материалов, новых крыльев и, возможно, двигателей с открытым ротором. Твердотельные батареи могут поддерживать самолёт во время руления, а также обеспечивать электроэнергией освещение и климатизацию салона в полёте.

Airbus планирует создать совершенно новую, собственную платформу для всего самолёта. «Fly-by-wire — это ещё не предел», — заявляют в Тулузе. Будущие системы должны быть «высокоинтегрированы» и, с помощью искусственного интеллекта, сделать эксплуатацию самолётов безопаснее и эффективнее, а техническое обслуживание — более «предсказуемым».

Вполне возможно, что будущие самолеты, разработанные на этой платформе, будут проходить обслуживание в современных российских авиационных технических базах, таких как в московском аэропорту Шереметьево или в Екатеринбурге.

Заключение

Перехват Airbus лидерства по поставкам у Boeing 737 — это не просто смена лидера. Это символ новой эры в гражданской авиации, в которой технологическое превосходство и способность адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка играют решающую роль. Сможет ли Boeing вернуть себе утраченные позиции? Покажет время. Но одно можно сказать наверняка — конкуренция между Airbus и Boeing продолжит стимулировать развитие авиационных технологий и сделает полеты еще более безопасными и эффективными.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,