Аляска в трауре: Ravn Alaska закрылась, регионы отрезаны

Ravn Alaska покинула небо: авиасообщение с труднодоступными поселениями Аляски прервано, и теперь жители сельской местности столкнулись с изоляцией.

«Ravn Alaska» больше не летает: что ждёт отдалённые уголки Аляски без важного авиасообщения? Задумайтесь о судьбе региона!
«Ravn Alaska» больше не летает: что ждёт отдалённые уголки Аляски без важного авиасообщения? Задумайтесь о судьбе региона!

5 августа 2025 года авиакомпания Ravn Alaska, базировавшаяся в Анкоридже, прекратила свою деятельность во второй и, судя по всему, окончательный раз. Региональный перевозчик, долгое время считавшийся краеугольным камнем внутриштатного авиасообщения Аляски, тихо свернул свою деятельность после почти 77 лет работы. Его крах оставил после себя фрагментированную региональную сеть и вызывает опасения по поводу долгосрочной жизнеспособности воздушного транспорта в сельских районах, одном из наиболее зависимых от авиации регионов мира.

Последний рейс авиакомпании, выполненный между аэропортом Валдез (VDZ) и международным аэропортом имени Теда Стивенса в Анкоридже (ANC), приземлился без каких-либо церемоний. Несколько дней спустя на веб-сайте авиакомпании появилось заключительное заявление: «Мы ценим годы обслуживания, которые мы могли предоставить общинам Аляски. Хотя мы больше не выполняем рейсы на Аляске, мы благодарны за доверие, оказанное нам за время нашей работы в регионе».

Действующий генеральный директор Том Хсих подтвердил газете Anchorage Daily News, что все рейсы «отменены». Официальные данные о потерях рабочих мест не были опубликованы, хотя на момент закрытия в авиакомпании работало не менее 270 человек.

От «кукурузников» до регионального столпа

История Ravn уходит корнями в 1948 год, когда пилот Карл Брэди основал компанию Economy Helicopters. По контрактам с правительством США Брэди летал на вертолетах Bell 47 для составления карт огромной и некартографированной территории Аляски (напомним: Аляска получила статус штата только в 1959 году). В 1950-х годах компания стала называться Era Helicopters, а в 1967 году ее приобрела компания Rowan Companies, занимающаяся морским бурением и базирующаяся в Хьюстоне. Первоначально Era использовалась для поддержки разведки нефти и строительства нефтепровода Alyeska, а затем расширила свою деятельность в области авиации с самолетами De Havilland Twin Otter и Convair 580 для обслуживания отдаленных городов.

К 1983 году Era Aviation превратилась в авиакомпанию, выполняющую регулярные пассажирские перевозки, соединяя такие населенные пункты, как Валдез, Кенай, Кодиак, Кордова, Бетел и Хомер. В течение последующих десятилетий сеть слияний — включая Hageland Aviation и Corvus Airlines — и приобретений, таких как покупка в 2017 году активов обанкротившейся Yute Air, сформировала то, что стало известно как Ravn Air Group.

В 2014 году, после ребрендинга в Ravn Alaska, авиакомпания на пике своего развития эксплуатировала более 70 самолетов по более чем 100 направлениям, включая многие населенные пункты, доступные только по воздуху. История ее флота — это своеобразный срез аляскинской «буш-авиации»: Beechcraft 1900s, Cessna Caravans и 207s, Piper Navajos, Twin Otters, Convair 580s, Dash 7s и, наконец, ее основной флот Dash 8–100s и −300s. Эта пёстрая коллекция напомнила бы авиационному историку советскую гражданскую авиацию 70−80-х годов, когда на местных линиях можно было встретить Ан-2, Л-410 и даже заслуженные Ли-2.

История флота Ravn Alaska (1948–2025 гг.)

| Era — Тип воздушного судна — Роль/примечания | |:------------------------ —:--------------------------------------- —:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | 1948–1960-е гг. — Bell 47 — Отправная точка — Carl Brady’s Economy Helicopters использовала Bell 47 для картографических контрактов правительства США, помогая наносить на карту еще не картографированную внутреннюю территорию Аляски. | | 1950-е — 1970-е гг. — De Havilland Canada DHC-3 Otter — Ранние операции «буш-авиации» расширились до самолетов с неподвижным крылом; надежный STOL-самолет, идеально подходящий для коротких гравийных полос и посадок на озера. | | 1970-е — 1980-е гг. — De Havilland Canada DHC-6 Twin Otter — Рабочая лошадка в поселках Аляски; надежен в условиях экстремального холода и коротких полевых условий, соединяет населенные пункты без взлетно-посадочных полос с твердым покрытием. | | 1970-е — 1990-е гг. — Convair 580 — Первый настоящий «магистральный» самолет Era; перевозил пассажиров и грузы на более протяженных маршрутах, таких как Анкоридж-Бетел и Анкоридж-Кодиак, часто в сложных погодных условиях. | | 1970-е — 1980-е гг. — Piper Navajo — Двухпоршневой самолет для малообъемных регулярных перевозок и легких грузов, устраняющий разрыв между «буш-плейнами» и более крупными турбовинтовыми самолетами. | | 1980-е — 1990-е гг. — Cessna 207 — Настоящая спасательная линия деревни; перевозил почту, продукты и пассажиров в отдаленные поселения на некоторых из самых коротких и сложных полос Аляски. | | 1980-е — 2010-е гг. — Beechcraft 1900C/D — Основной продукт пригородных и EAS-операций; обслуживал небольшие города по плотному графику, часто являясь единственным связующим звеном с дорожной системой. | | 1980-е — 2000-е гг. — Cessna 208 Caravan — Универсальный пассажирский / грузовой перевозчик; подходит для смешанных грузов и гибкой маршрутизации, часто летает в неблагоприятных погодных условиях. | | 1980-е — 1990-е гг. — De Havilland Canada DHC-7 Dash 7 — Четырехмоторный турбовинтовой самолет STOL, используемый на взлетно-посадочных полосах, слишком коротких для большинства региональных самолетов, включая некоторые Алеутские и «буш»-направления. | | 2010-е — 2025 гг. — De Havilland Canada DHC-8–100 (37 мест) — Основа возрожденного флота Ravn под управлением FLOAT Shuttle; обслуживал 12 ключевых направлений Аляски до закрытия в 2025 году. | | 2010-е — 2025 гг. — De Havilland Canada DHC-8–300 (50 мест) — Единственный экземпляр, используемый на маршрутах с более высоким спросом; предлагал больше мест, сохраняя при этом возможности короткого поля. |

Турбулентность во время пандемии

В апреле 2020 года COVID-19 остановил флот Ravn и вынудил подать заявление о банкротстве по главе 11. Внезапная остановка заблокировала тысячи людей в сельской местности Аляски, что побудило государственные и федеральные ведомства искать поставщиков экстренных услуг.

Активы авиакомпании были приобретены позже в том же году компанией FLOAT Shuttle из Калифорнии, которая возобновила работу Ravn в конце 2020 года с сокращенным флотом Dash 8–100 и обновленным акцентом на регулярные пассажирские перевозки в 12 основных направлений.

Мечты о модернизации, которые не сбылись

Под руководством FLOAT компания Ravn сделала ставку на экологичность, объявив в 2021 году о намерении приобрести 50 электрических самолетов короткого взлета и посадки (eSTOL) у компании Airflow. За этим последовал Меморандум о взаимопонимании с ZeroAvia для изучения возможности модернизации парка Dash 8 с использованием водородно-электрических технологий. Хотя эти объявления вызвали ажиотаж в отрасли, ни один из проектов не был реализован до окончательной остановки авиакомпании. Этот эпизод напоминает попытки внедрения газотурбинных двигателей на советские самолёты Ан-2 в конце 1960-х: благие намерения, но отсутствие практического результата.

Сокращение и давление на флот

К 2024 году тревожные признаки вернулись. Ravn сократила обслуживание некоторых районов Алеутских островов, уволила 130 сотрудников и отказалась от некоторых маршрутов Essential Air Service (EAS). Затем, в начале 2025 года, авиакомпания сообщила Министерству транспорта США о «значительном и непредвиденном» сокращении количества доступных самолетов после того, как канадская лизинговая компания Avmax отказалась продлевать лизинг нескольких Dash 8–100.

При небольшом количестве жизнеспособных замен на рынке и ограниченности капитала сеть быстро развалилась.

Молчаливый уход

Окончательное закрытие произошло практически без предварительного уведомления общественности. 5 августа 2025 года Ravn прекратила все полеты и тихо проинформировала регулирующие органы и партнеров. Скорость выхода резко контрастировала с громкой остановкой в 2020 году.

Ravn была артерией между «бушем» и миром. Когда она остановилась, все замедлилось.

Бывший пилот Ravn Alaska

Для многих жителей сельской местности Аляски последствия были немедленными. Как описал один из бывших пилотов: «Ravn была артерией между „бушем“ и миром. Когда она остановилась, все замедлилось». Это ощущение, вероятно, знакомо жителям отдалённых районов российского Севера и Дальнего Востока, где авиация играет столь же важную роль.

Горизонты сужаются для материнской компании: New Pacific

Материнская компания Ravn, New Pacific Airlines, продолжает свою деятельность, но в значительно сокращенном виде. Первоначально запущенный в 2022 году под названием Northern Pacific Airways, стартап стремился повторить модель Icelandair, соединив Северную Америку и Азию через Анкоридж с парком устаревших Boeing 757−200, первоначально поставленных USAir в начале 1990-х годов. Однако постоянные задержки с регулированием и изменение рыночных условий не позволили авиакомпании начать регулярное обслуживание. Сегодня New Pacific выполняет только чартерные рейсы.

Интересно, что собственная корпоративная история New Pacific восходит к корням Ravn, основанной 20 июня 1948 года как Economy Helicopters. В этом авиационном повороте судьбы та же организация, которая начинала с одного вертолета Bell, наносящего на карту Аляску, прекратила свои регулярные пассажирские перевозки и теперь выживает только благодаря своему чартерному подразделению.

Последствия для авиации в сельской местности

Крах Ravn подчеркивает хрупкость дорогостоящей и малорентабельной региональной авиации в экстремальных географических условиях. Огромные расстояния Аляски, непредсказуемая погода и сильная зависимость от воздушного транспорта делают перевозчиков особенно уязвимыми к колебаниям цен на топливо, наличию самолетов и рынкам труда. В России, с ее огромными территориями и суровым климатом, авиакомпании, работающие в Сибири и на Дальнем Востоке, сталкиваются с похожими проблемами. Именно поэтому программы государственной поддержки авиаперевозок, такие как субсидирование региональных маршрутов, имеют такое большое значение.

Хотя такие перевозчики, как Ryan Air, Grant Aviation и партнеры Alaska Airlines по Ravn Connect, вмешались, чтобы покрыть определенные маршруты, ни один оператор не соответствует прежнему масштабу Ravn. Долгосрочные последствия для связи в сельской местности остаются неопределенными.

На протяжении большей части своей истории многие жители Аляски считали Ravn не просто авиакомпанией, а частью инфраструктуры своего штата. Ее расписание полетов было жизненно важным для деревень, клиник и цепочек поставок по всему штату, где автомобильный доступ — скорее исключение, чем правило.

Небо Аляски сейчас тише, но потребность, которую когда-то удовлетворяла Ravn, остается: острой, постоянной и все еще без четкого решения. Возможно, российским авиакомпаниям, имеющим опыт работы в сложных арктических условиях, стоило бы обратить внимание на эту ситуацию и рассмотреть возможность расширения своего присутствия на Аляске.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,