Delta 191: Гроза, сдвиг ветра, и роковое снижение

Трагедия рейса Delta 191: почему опытный экипаж Lockheed L-1011 попал в нисходящий поток, не сумев вывести самолет из смертельной глиссады.

Delta Tristar надвигающейся катастрофы. Роковой порыв ветра? Узнайте историю рейса 191, изменившего авиацию навсегда.
Delta Tristar надвигающейся катастрофы. Роковой порыв ветра? Узнайте историю рейса 191, изменившего авиацию навсегда.

2 августа 1985 года лайнер Lockheed L-1011–385−1 Tristar авиакомпании Delta Air Lines, с бортовым номером N726DA, выполнявший рейс Delta 191, заходил на посадку на полосу 17L международного аэропорта Даллас/Форт-Уэрт (Dallas/Fort Worth International Airport). Рейс начинался в международном аэропорту Форт-Лодердейл/Голливуд (Fort Lauderdale-Hollywood International Airport) во Флориде, недалеко от Майами, и конечным пунктом назначения был международный аэропорт Лос-Анджелеса (Los Angeles International Airport) в Калифорнии. Этот Tristar был передан Delta Air Lines 28 февраля 1979 года и оснащался турбовентиляторными двигателями Rolls-Royce RB211−22B с высокой степенью двухконтурности. В тот роковой день Delta 191 вылетел из Форт-Лодердейла в 14:10 по местному времени.

Опытный экипаж

Экипаж рейса состоял из 57-летнего капитана Эдварда Н. Коннорса, 42-летнего второго пилота Рудольфа П. Прайса и 43-летнего бортинженера Ника Нассика. В совокупности у экипажа было более 40 000 часов налета, 8 700 из которых — на самолетах типа L-1011. Капитан Коннорс описывался как педантичный пилот, строго соблюдавший политику компании и приветствовавший предложения от коллег. Именно этому экипажу предстояло столкнуться с трагическими обстоятельствами рейса Delta 191.

Салон заполнен наполовину

Пассажирский салон был рассчитан на 246 пассажиров. На борту находились 152 пассажира и восемь бортпроводников, когда Delta 191 покинул Флориду и направился в Техас. Погодные условия по маршруту сразу же вызвали опасения: полет выполнялся по приборам (IFR), и экипаж Delta 191 был проинформирован перед вылетом о прогнозируемых в районе Далласа ливнях и грозах — обычном явлении для августа. По мере продвижения рейса на запад от Форт-Лодердейла погода в районе Далласа ухудшалась.

Обход гроз

Пролетев над Новым Орлеаном, экипаж решил отклониться к северу от намеченного маршрута, чтобы избежать гроз. После ожидания над Тексарканой, рейс DAL 191 получил разрешение на вход в район Далласа. Затем DAL 191 был вынужден отклоняться от маршрута, обходя отдельные грозы на траектории захода на посадку в международный аэропорт Даллас/Форт-Уэрт. В 18:02 самолет L-1011 получил разрешение на заход на посадку по системе ILS (Instrument Landing System — инструментальная система посадки) и пролетел через дождь к северу от KDFW без каких-либо инцидентов, прежде чем диспетчерская вышка отметила наличие переменных ветров к северу от аэропорта из-за ливневого дождя. DAL 191 пролетел и через этот ливневый дождь.

Потеря подъемной силы

Во время подготовки к посадке DAL 191 завершил контрольный список посадки и выпустил шасси, когда самолет вошел в другую грозовую ячейку. Воздух внутри грозовой ячейки опускался, и он просто не мог поддерживать самолет во время его полета через нее. Лишенный подъемной силы, экипаж отреагировал, введя органы управления для подъема самолета и увеличив тягу двигателей, но этого оказалось недостаточно.

В 18:05 самолет коснулся шасси вспаханного поля более чем в полутора километрах от аэропорта и более чем в 90 метрах к востоку от осевой линии 17L. Не имея возможности снова подняться в воздух из-за нисходящего потока воздуха, самолет проехал по вспаханному полю, пытаясь вернуться в воздух по мере приближения к шоссе 114 штата Техас — дороге, проходящей по периметру аэропорта.

Разрушения

Когда самолет добрался до шоссе 114, он сначала сбил фонарный столб. Двигатель номер один врезался в автомобиль на шоссе, обезглавив водителя. Затем самолет продолжил движение на юг, сбив еще два фонарных столба.

В этот момент N726DA начал разрушаться. Потеряв левый горизонтальный стабилизатор, детали капота двигателя, детали руля высоты и закрылков, а также переднюю стойку шасси, самолет задел большой резервуар с водой. Он врезался во второй резервуар, который повернул фюзеляж против часовой стрелки.

Возгорание топлива от левого крыла распространилось на салон. Удар о второй резервуар с водой и пожар разрушили всю переднюю часть N726DA, вплоть до места, где хвостовая часть отделилась от остальной части самолета.

Выжившие в хвостовой части

Отделившись от остальной части самолета при контакте с первым резервуаром с водой, хвостовая часть содержала единственных двух выживших, не получивших травм, и всех десятерых, получивших незначительные травмы. Правая сторона хвостовой части была самым безопасным местом. Все, кто сидел впереди 20-го ряда, погибли. Несколько выживших выбрались из секции между 20-м и 33-м рядами, где отделилась хвостовая часть.

В результате крушения DAL 191 в Далласе в тот день погибли 136 из 163 находившихся на борту. Двое раненых пассажиров скончались через несколько месяцев после катастрофы. Из экипажа выжили только три бортпроводника.

Сдвиг ветра и микропорыв

Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) пришел к выводу, что крушение произошло из-за ошибки пилота, заключавшейся в том, что он направил самолет в грозу. Другие факторы, прежде всего сама погода, способствовали этому. Катастрофа ввела в обиход такие термины, как сдвиг ветра и микропорыв. Коммерческие авиалайнеры вскоре стали обязаны оснащаться системами обнаружения и предупреждения о сдвиге ветра по доплеровскому принципу. Трагедия Delta 191 усилила внимание к этому явлению. Авиакомпания Delta вывела из эксплуатации последние самолеты Lockheed L-1011 Tristar в 2001 году.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,