Солнце зовет, налоги душат: немецкий авиарынок в тисках

Солнце и пляжи манят немцев: авиакомпании ЕС теснят немецких перевозчиков из-за налогов, вынуждая последних поднимать цены на билеты.

Солнце зовёт: немецкие туристы выбирают авиарейсы, несмотря на налоги. Что ждёт отрасль?
Солнце зовёт: немецкие туристы выбирают авиарейсы, несмотря на налоги. Что ждёт отрасль?

Мюнхен — Майорка, Крит или Анталия: немецкие туристы и в этом году стремятся к солнечным направлениям Средиземноморья. Авиаперелёты остаются востребованными, несмотря на высокие цены на билеты, о чём свидетельствует рост пассажиропотока в аэропортах Германии. При этом внутренний туризм удерживает стабильно высокий уровень.

Таковы данные Федерального статистического управления Германии за первое полугодие.

Рост пассажиропотока при сдержанном внутреннем туризме

Как сообщает Федеральное объединение немецкой авиационной промышленности (BDL), за первые шесть месяцев года немецкие аэропорты обслужили 99,4 миллиона пассажиров. Это на 2,8 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако показатель всё ещё значительно отстаёт от результатов доковидного 2019 года.

Число ночёвок в немецких отелях и других крупных объектах размещения, насчитывающих не менее десяти спальных мест, за то же время выросло всего на 0,1 процента.

По данным Федерального ведомства, из рекордных 223,3 миллиона ночёвок 187 миллионов пришлись на бронирования от граждан Германии. Это на 0,8 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года, в то время как число гостей из-за рубежа сократилось на 3,2 процента. По сравнению с прошлым годом, когда проходил Чемпионат Европы по футболу, ощущается нехватка иностранных футбольных болельщиков.

Жалобы авиакомпаний на высокие сборы

Президент BDL и глава Eurowings Йенс Бишоф считает, что высокие государственные налоги и сборы являются причиной того, что немецкая авиационная отрасль значительно отстаёт от европейской. Налог на авиабилеты, а также сборы за услуги авиадиспетчеров (Flugsicherung) и контроль безопасности пассажиров (Luftsicherheit) оказывают влияние на цены. По данным BDL, в совокупности это составляет около 35 евро с пассажира и вылета. Для сравнения, при вылете из Испании эта сумма составляет всего 6,50 евро.

В результате иностранные лоукостеры стараются избегать Германии, а внутренние перевозки сократились почти вдвое. Целые регионы потеряли важные связи с европейскими направлениями, и пассажиры расплачиваются повышенными ценами на билеты за ограниченное предложение. Однако готовность к этому не безгранична, предупреждает Бишоф.

Туристические рейсы — исключение

Единственным исключением в обзоре отрасли от BDL являются туристические авиакомпании, такие как Condor, Discover, Tuifly или SunExpress. Согласно текущей оценке, они предложили на 34 процента больше рейсов, чем в 2019 году. Доля рынка туристических авиакомпаний за это время выросла с 9 до 14 процентов.

Очевидно, произошёл сдвиг в соотношении внутренних и международных поездок. С одной стороны, пассажиропоток в аэропортах не достиг уровня 2019 года. С другой стороны, это связано и с сокращением деловых поездок.

Мнение эксперта

Что касается отдыха, то доля туристических авиакомпаний выросла: «Авиаперелёты находятся на более высоком уровне, чем до пандемии», — говорит исследователь туризма Астрид Кох из Исследовательского центра отдыха и путешествий в Киле. «В годы пандемии доля внутреннего туризма была неизбежно выше».

В настоящее время доля внутренних отпусков в общем объёме длительных поездок составляет 24 процента, а до пандемии — 26 процентов. «Мы предполагаем, что в ближайшие годы это останется более или менее стабильным».

Таким образом, авиаперевозки в сфере туризма идут полным ходом: например, мюнхенский аэропорт ожидает во время летних каникул в этом году 6,4 миллиона пассажиров, что на 400 000 больше, чем в 2024 году. «Этот прирост равномерно распределяется между Европой и дальними направлениями», — говорит представитель второго по величине немецкого аэропорта.

В аэропорту Франкфурта (Frankfurt Airport) за первое полугодие также было зарегистрировано около 300 000 дополнительных пассажиров.

Предпочтения туристов и ожидания отельеров

Туристические агентства и туроператоры, которые в основном продают путевки в более отдалённые направления, довольны. Тенденции на лето 2025 года однозначны, говорит представитель Немецкой ассоциации путешествий (DRV), зонтичной организации туристических агентств и туроператоров.

«Немцы больше всего любят летать на пляжи Средиземноморья». Испания, Турция и Греция — самые популярные направления для пакетных авиатуров летом. Востребованы также круизы и дальние поездки. Однако Ассоциация путешествий также отмечает «определённое осознание затрат». Таким образом, традиционно более дешёвые направления, такие как Болгария и Тунис, набирают популярность, как и Египет.

С января по май гостиничные номера в Германии были заполнены в среднем лишь на 63,5 процента, как сообщает Тобиас Варнеке, управляющий директор Ассоциации отелей Германии (IHA). По словам Варнеке, ценовая чувствительность и сдержанность в потреблении населения заметно возрастают. Немецкая гостиничная индустрия ожидает в целом стабильного развития спроса на весь 2025 год. По словам Варнеке, отрасль смотрит на ближайшие месяцы с осторожным оптимизмом.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,