«Летающий Кремль» в Анкоридже: Редкий визит Ил-96

Прибытие «летающего Кремля» Ил-96 в Анкоридж: редкий визит предваряет встречу Трампа и Путина, подчеркивая значение Аляски в отношениях между США и Россией.

Редкий гость: Ил-96 в Анкоридже! Что привело «летающий Кремль» на Аляску? Больше в статье!
Редкий гость: Ил-96 в Анкоридже! Что привело «летающий Кремль» на Аляску? Больше в статье!

Прежде всего: эта статья исключительно об авиации. Это не о политике, и мы просим, чтобы комментарии и обсуждения были сосредоточены на уникальном авиационном аспекте этого события — в частности, на самолёте Ильюшин Ил-96.

В четверг, 14 августа 2025 года, Ил-96–300ПУ — VIP-транспортная версия российского дальнемагистрального четырёхдвигательного лайнера Ил-96 — приземлился в международном аэропорту имени Теда Стивенса Анкоридж (Ted Stevens Anchorage International Airport, ANC) вскоре после восхода солнца.

Выполняя рейс специального лётного отряда «Россия» 381 (Special Flight Detachment Rossiya 381, RSD381) под регистрационным номером RA-96023, самолёт вылетел из московского аэропорта Внуково (VKO) в 07:50 по местному времени, прибыв в Анкоридж в 06:41 по местному времени. Полёт прошёл по полярному маршруту через Арктику к Аляске. Это напоминает практику советских перелётов в Северную Америку во времена «холодной войны», когда маршруты над нейтральными водами Северного Ледовитого океана позволяли избегать зон действия ПВО потенциального противника.

Такой маршрут потребовал специальных разрешений на использование воздушного пространства, поскольку российским воздушным судам по-прежнему запрещено находиться в воздушном пространстве США в соответствии с действующими ограничениями. Такие исключения предоставляются редко, что делает сегодняшнее прибытие особенно значимым.

Несколько российских самолётов направляются в Анкоридж

Хотя онлайн-спекуляции предполагали, что на борту мог находиться президент Владимир Путин, Кремль это опроверг, заявив, что на борту рейса находилась передовая группа и высокопоставленные члены российской делегации, а также персонал передового обеспечения и безопасности. Вероятно, это связано с подготовкой к крупному международному мероприятию, подобному Петербургскому международному экономическому форуму, только на американской территории.

На момент написания статьи как минимум три других российских правительственных рейса, в том числе два дополнительных Ил-96–300 (RSD171 и RSD308), направлялись в ANC. Самолёт Bombardier Global Express (JTC9580) также находился на пути из Внуково.

Стоит отметить, что если бы президент Путин действительно прибывал, то, скорее всего, местом посадки была бы база Элмендорф (Elmendorf), а не ANC. То же самое относится и к президенту США Дональду Трампу, который, как ожидается, прибудет на объединённую базу Элмендорф-Ричардсон (Joint Base Elmendorf-Richardson, JBER) для участия в пятничном саммите.

Контекст саммита и географическое значение

Встреча Трампа и Путина, запланированная на 15 августа в 11:30 по местному времени (15:30 по EDT), состоится на JBER, которая расположена примерно в 22,5 километрах к северо-востоку от ANC и чуть более чем в 13 километрах от центра Анкориджа. Стратегически Элмендорф находится всего примерно в 1015 километрах от российской Чукотки.

Всего 3,8 километра и линия смены дат отделяют российский остров Большой Диомид от американского острова Малый Диомид в Беринговом проливе, что подчёркивает географическую близость Аляски к России. Это можно сравнить со встречей лидеров двух стран, например, в Петропавловске-Камчатском, что подчёркивает стратегическое значение Дальнего Востока.

Это будет первая встреча Трампа и Путина на территории США и первый визит Путина в Соединённые Штаты за десять лет.

Самолёты: «Летающий Кремль» против «Air Force One»

Ил-96–300ПУ (ПУ = «Пункт Управления») является российским аналогом американского VC-25A Air Force One. Хотя Ил-96–300ПУ примерно на 15 метров короче, размах его крыльев немного больше, чем у VC-25A. Можно сказать, что Ил-96 — это своего рода «летающий бункер», предназначенный для обеспечения управления страной в любой ситуации.

Базовые самолёты

  • Ильюшин Ил-96–300ПУ: Основан на Ильюшине Ил-96–300, впервые представленном в начале 1990-х годов, оснащённом 4 турбовентиляторными двигателями Авиадвигатель ПС-90А, полностью российской разработки.
  • Boeing VC-25A: Основан на Boeing 747−200B, впервые представленном в 1990 году, оснащённом 4 турбовентиляторными двигателями GE CF6–80C2B1, получившими мировое признание.

Размеры и характеристики

| Характеристика — Ил-96–300ПУ — VC-25A | |:------------------- —:---------------------- —:----------------------- | | Длина — 55,3 м (181 фут 6 дюймов) — 70,7 м (231 фут 10 дюймов) | | Размах крыльев — 60,1 м (197 футов 2 дюйма) — 64,4 м (211 футов 5 дюймов) | | Максимальная взлётная масса (MTOW) — ~250 000 кг (551 000 фунтов) — ~375 000 кг (833 000 фунтов) | | Дальность полёта — ~11 000 км (6835 миль) — ~12 550 км (7800 миль) | | Крейсерская скорость — ~850 км/ч (Mach 0,80) — ~900 км/ч (Mach 0,84) | | Пассажировместимость (коммерческая версия) — ~262–300 — ~400+ (коммерческая), ~70–100 в VIP-планировке VC-25A |

Специальные модификации

  • Ил-96–300ПУ: Защищённые коммуникации, зашифрованные каналы передачи данных, конференц-залы, личные кабинеты, медицинские учреждения, средства защиты, усиленная электроника для защиты от ЭМИ, возможна дозаправка в полёте.
  • VC-25A: Защита от ЭМИ, защищённая спутниковая связь, дозаправка в воздухе, противоракетные системы, бортовой медицинский комплекс и расширенный штат персонала.

Визиты Ил-96 в США: редко, но не беспрецедентно

Ильюшин Ил-96–300 — нечастый гость в Соединённых Штатах, но и не полностью отсутствующий:

  • Регулярные дипломатические рейсы: Несколько раз в год для ротации дипломатического персонала (по данным МИД России).
  • Примечательные рейсы: март 2022 г. (Вашингтон Даллес), июнь 2023 г. (Нью-Йорк/округ Колумбия), декабрь 2024 г. (Нью-Йорк/округ Колумбия), июнь 2025 г. (Нью-Йорк).

Политические и логистические ограничения, особенно запрет на использование воздушного пространства, означают, что каждое появление является авиационным событием само по себе.

Международный аэропорт имени Теда Стивенса Анкоридж и объединённая база Элмендорф-Ричардсон

Международный аэропорт имени Теда Стивенса Анкоридж (Ted Stevens Anchorage International Airport) — грузовой хаб мирового класса, но VIP-прибытия российских четырёхдвигательных самолётов — редкость. Объединённая база Элмендорф-Ричардсон (Joint Base Elmendorf–Richardson, JBER) в Анкоридже, штат Аляска, была образована в 2010 году в результате слияния авиабазы Элмендорф с Форт-Ричардсон. Объект занимает площадь около 25 899 гектаров и служит крупным объединённым военным узлом. Здесь расположены ключевые подразделения, в том числе 673-е авиационное крыло, 3-е крыло, 176-е крыло и штаб-квартира командования Аляски, региона Аляски NORAD и другие важные оперативные командования. По своему значению и насыщенности военной техникой JBER сравнима, пожалуй, с подмосковной Кубинкой.

673-е авиационное крыло поддерживает более 5500 военнослужащих и гражданских лиц, управляет одним из крупнейших госпиталей ВВС в Тихоокеанском регионе и предоставляет комплексные медицинские услуги более чем 35 000 военнослужащих, иждивенцев и ветеранов. Оно также управляет и поддерживает базовую инфраструктуру стоимостью примерно 11,4 миллиарда долларов.

JBER, стратегически расположенная на пересечении Арктического и Азиатско-Тихоокеанского регионов, играет жизненно важную роль в обеспечении воздушного суверенитета, боеготовности, арктических операций и быстрой глобальной мобильности. Её двойная структура ВВС и армии обеспечивает интегрированную совместную подготовку, крупномасштабные учения и возможности быстрого развёртывания, не имеющие аналогов в большинстве установок США.

JBER имеет две основные взлётно-посадочные полосы:

  • ВПП 06/24: ~3048 м (10 000 футов)
  • ВПП 16/34: 2284–2447 м (7500–8033 фута), удлиняется до ~3048 м (10 000 футов)

Элмендорф не новичок в проведении громких исторических событий. Здесь состоялась встреча 1971 года между президентом Никсоном и императором Хирохито, первая в истории встреча между президентом США и правящим японским императором.

| Характеристика — Детали | |:------------- —:--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | База — Объединённая база Элмендорф–Ричардсон (Joint Base Elmendorf–Richardson, JBER), Анкоридж, Аляска | | Общая площадь — ~25 899 гектаров | | Принимающие подразделения — 673-е авиационное крыло, 3-е крыло, 176-е крыло, штаб-квартира командования Аляски, штаб-квартира региона Аляски NORAD, другие объединённые оперативные командования | | Поддерживаемый персонал — ~5500 военнослужащих и гражданских лиц | | Медицинская поддержка — Услуги для ~35 000 военнослужащих, иждивенцев и ветеранов | | Стоимость инфраструктуры — ~$11,4 миллиарда | | ВПП 06/24 — ~3048 м (~10 000 футов), асфальт | | ВПП 16/34 — Исторически ~2284–2447 м (7500–8033 фута), расширена в 2023 году до ~3048 м (~10 000 футов); ожидается окончательная установка ILS | | Проект расширения — +884 метра; ~$309 миллионов; включает новые рулёжные дорожки, обочины, освещение, выравнивание, дренаж; южный порог сдвинут примерно на 122 метра к северу; северное расширение ~762 метра в процессе выполнения | | Стратегическая роль — Воздушный суверенитет, арктические операции, быстрая глобальная мобильность, совместный центр подготовки и развёртывания армии и ВВС |

Ограничения полётов

FAA выпустило уведомление о временном ограничении полётов (Temporary Flight Restriction, TFR) в радиусе 30 миль вокруг Анкориджа с 09:15 до 16:15 по местному времени в пятницу, 15 августа. Коммерческое движение в ANC должно остаться в основном без изменений, но всем пилотам настоятельно рекомендуется подавать планы полётов и поддерживать радиосвязь. NORAD предупреждает, что будет реагировать на любые несанкционированные воздушные суда, входящие в TFR.

Исчезающий вид

В коммерческом мире Ильюшин Ил-96 теперь почти вымерший вид. Только Cubana по-прежнему указывает этот тип в своём парке, и даже в их случае существует только два таких типа (и только один указан как активный). Стоит отметить, что некоторое время Ил-96 эксплуатировался и в российской авиакомпании «Аэрофлот», выполняя рейсы, в том числе, в Северную Америку.

В России в настоящее время эксплуатируется всего 18 Ил-96–300, в том числе 11 действующих самолётов, находящихся на службе в российском правительстве и выполняющих официальные транспортные функции.

Ил-96, рождённый в сумерках Советского Союза, был их ответом западным дальнемагистральным гигантам от Airbus и Boeing. Он сочетал в себе дух инженерной мысли времён холодной войны с амбициями глобального охвата, но так и не завоевал международное признание, которое представляли себе его разработчики. Эта история делает его прибытие в Анкоридж не просто редким, но и мимолётным эхом другой авиационной эпохи.

Независимо от геополитического фона, вид российского широкофюзеляжного четырёхдвигательного самолёта, приземляющегося в ANC в 2025 году, — это подарок для споттеров и для нас, авиационных фанатов. Даже в эпоху, когда правят экономичные двухдвигательные лайнеры, самолёт всё ещё может застать вас врасплох и вызвать чувство удивления. На короткое время на перроне сходятся история, технологии и человеческое любопытство, доказывая, что авиация может выходить за рамки границ, преодолевая разногласия, чтобы объединить тех, кто разделяет страсть к полётам.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,