Ближний Восток разорил Lufthansa: убытки на сотни миллионов
Lufthansa несёт сотни миллионов убытков из-за ближневосточного кризиса: как геополитика влияет на трансатлантические стыковки и работу хаба во Франкфурте.
Военные конфликты и нестабильность на Ближнем Востоке в 2025 году неоднократно вносили коррективы в расписание полетов многих авиакомпаний. Серьезно пострадала от этого немецкая Lufthansa, имеющая значительное присутствие в регионе. Перебои с рейсами на ключевых направлениях ощутимо сказались на полугодовых финансовых показателях авиаперевозчика, оставив «пробоину» в размере нескольких сотен миллионов евро. Теперь руководство Lufthansa надеется на скорую нормализацию обстановки.
Влияние конфликтов на маршруты
В июне 2025 года, в период обострения отношений между Израилем и Ираном, в течение двенадцати дней полеты в Тегеран и Тель-Авив были практически невозможны. Европейское агентство по безопасности полетов EASA до сих пор обозначает значительную часть воздушного пространства Ближнего Востока как «зону конфликта», рекомендуя авиакомпаниям облетать эти районы. Аналогичные рекомендации выдаются и российским авиакомпаниям, осуществляющим транзитные рейсы через регион.
Направление Франкфурт-Тегеран, традиционно пользовавшееся высоким спросом, по-прежнему остается неактивным. Lufthansa также пока не возобновила транзитные полеты через воздушное пространство Ирана. Однако, с начала августа немецкий авиаперевозчик постепенно восстанавливает рейсы в Тель-Авив.
Финансовые потери и комментарии руководства
Геополитическая нестабильность дорого обошлась Lufthansa в первом полугодии. «Выпадение» Ближнего Востока «оказало серьезное влияние на нашу прибыльность», — заявил глава Lufthansa Карстен Шпор (Carsten Spohr) на пресс-конференции во Франкфурте, посвященной публикации квартальной отчетности. По его словам, Lufthansa недополучила пассажиропоток «не только между Ближним Востоком и Европой», но и в рамках стыковочных рейсов, в частности, на трансатлантических направлениях. Похожая ситуация наблюдалась и у российских авиакомпаний, специализирующихся на транзитных маршрутах в Юго-Восточную Азию, когда закрытие воздушного пространства над Украиной в 2014 году потребовало пересмотра расписания и маршрутов.
«Мы одна из немногих авиакомпаний, летавших в Тегеран», — подчеркнул Шпор, добавив: «И как группа, мы также очень сильны в Тель-Авиве». Из-за событий в регионе Lufthansa понесла убытки, которые «легко» достигли «трехзначной (в миллионах) суммы».
Планы на будущее и геополитические риски
С возобновлением полетов в Тель-Авив с 1 августа Lufthansa надеется наверстать упущенное во второй половине года, отметил Шпор. Этот пример показывает, насколько уязвимым может быть международный авиабизнес перед лицом геополитических рисков. Рост напряженности в других регионах мира (например, в районе Тайваньского пролива или Южно-Китайском море) может создать проблемы для авиакомпаний, выполняющих рейсы из Москвы (Шереметьево) или Санкт-Петербурга (Пулково) в Азию.
Ближневосточный кризис и аэропорт Франкфурта
Перерыв в полетах оказал негативное влияние и на работу крупнейшего хаба Lufthansa — аэропорта Франкфурта (Frankfurt Airport). Вопреки общей тенденции к росту, пассажиропоток на ближневосточных направлениях, по данным оператора аэропорта Fraport, упал в период с января по июнь до 1,4 миллиона человек — на 7,8% меньше, чем в первом полугодии 2024 года. Этот спад, по мнению Fraport, связан с «геополитической эскалацией» в регионе. Нестабильность на Ближнем Востоке напрямую сказалась на загрузке рейсов и прибыльности одной из крупнейших европейских авиакомпаний и ее ключевого аэропорта.