Испания теряет палубную авиацию: конец эпохи Harrier
Испанский флот отказывается от F-35B из-за бюджета: что ждёт авианосец Juan Carlos I после списания легендарных Harrier к 2030 году.
Мадрид, Испания — Испанский флот, испытывающий потребность в замене устаревающих штурмовиков вертикального взлёта и посадки (СВВП) Harrier, похоже, не получит желаемого обновления в ближайшем будущем. Единственный реальный кандидат на замену, Lockheed Martin F-35B, скорее всего, выбыл из гонки из-за высокой стоимости. Что это значит для испанских морских лётчиков?
Вполне вероятно, что Испания вскоре останется без палубной истребительной авиации. Единственный тип самолёта в составе флота, поздняя модификация Harrier AV-8B+, будет эксплуатироваться лишь до 2030 года. По официальным заявлениям, после этой даты эксплуатация прекратится окончательно.
F-35B: желанная, но недоступная замена
F-35B от Lockheed Martin долгое время рассматривался испанским правительством как единственный современный боевой самолёт с аналогичными возможностями укороченного взлёта и вертикальной посадки (УВВП). Другие (бывшие) операторы Harrier, такие как Великобритания, Италия и Корпус морской пехоты США, также выбрали F-35B в качестве преемника для своих «вертикалок».
Однако, как сообщает газета «El País», Испания, похоже, отказывается от этой идеи: «Покупка F-35 Lightning II (…) для испанских вооружённых сил, согласно правительственным источникам, окончательно снята с повестки дня. Ранее начатые предварительные переговоры приостановлены на неопределённый срок».
Хотя в апреле правительство в Мадриде приняло план вооружений с бюджетом в 10,471 миллиарда евро, оно в то же время постановило, что 85 процентов этих средств должны быть потрачены в Европе. По данным «El País», это ограничение теперь рассматривается как «несовместимое» с приобретением истребителей F-35 из США.
Соответственно, правительство вместо этого нацелено на «европейское решение» для замены Harrier, которого, однако, в обозримом будущем для Испании не существует.
История эксплуатации Harrier в Испании
Испанский флот эксплуатирует Harrier с 1976 года, когда прибыли первые построенные в США экземпляры версии AV-8S. В 1987 году последовала улучшенная версия EAV-8B, которой Испания заказала двенадцать единиц. В 1996 году в строй поступил AV-8B+, оснащённый РЛС AN/APG-65, в виде восьми новых самолётов и ряда модернизированных существующих машин.
В настоящее время под флагом Испании летают десять AV-8B+, все они находятся на вооружении Escuadrilla 009 в Роте. В случае боевых действий большая часть этого флота базируется на универсальном десантном корабле (УДК) Juan Carlos I, находящемся в эксплуатации с 2010 года. Этот корабль напоминает французские УДК типа «Мистраль» или российские «Иван Грен».
Поскольку, кроме Испании, AV-8B эксплуатируют только Италия и Корпус морской пехоты США, которые, вероятно, снимут с вооружения свои последние экземпляры в следующем году, время испанских Harrier также медленно истекает из-за отсутствия технической поддержки. Контрактная поддержка производителя действует до 2028 года, и Испания может самостоятельно поддерживать эксплуатацию AV-8B+ ещё некоторое время, используя собственные запасы запасных частей, полученных за счёт каннибализации.
Тем не менее, флот определил 2030 год как год окончательного снятия с вооружения и категорически исключил возможность дальнейшей эксплуатации после этого срока по вышеуказанным причинам.
Альтернативы: Rafale и БПЛА?
В 2021 году неофициально даже говорили о возможном совместном заказе до 50 F-35 — по 25 F-35A для ВВС и F-35B для ВМФ. В 2023 году, по данным «El País», в бюджете появилась первая статья в размере 6,23 миллиарда евро, предназначенная для финансирования «самолёта для замены AV-8B» и F/A-18C ВВС. «Но эти планы остались в ящике стола», — констатирует газета.
В результате, с выводом из эксплуатации AV-8B+ примерно через пять лет, испанский флот, вероятно, потеряет свои возможности палубной истребительной авиации. Отказ от F-35B означает, «что у флота больше не будет самолётов с неподвижным крылом, и с корабля Juan Carlos I смогут действовать только вертолёты», — продолжает «El País».
Единственным европейским боевым самолётом, оптимизированным для эксплуатации с авианосцев, является Dassault Rafale-M, но ему необходима достаточно длинная полётная палуба с аэрофинишёрами для посадки. Испанский Juan Carlos I таковой не имеет.
По данным «El País», флот поручил государственной верфи Navantia «провести технико-экономическое обоснование авианосца, палуба которого достаточно длинна, чтобы принимать самолёты с посадочным гаком».
С таким кораблём Rafale-M из Франции был бы вариантом, но он в любом случае появится на несколько лет позже, чем необходимо, чтобы заполнить пробел после вывода Harrier, потому что до 2030 года новый авианосец точно не появится. Возможно, для решения задачи подойдут ударные БПЛА, благо развитие этого направления сейчас находится на подъеме.