Spirit Airlines: банкротство номер два или взлёт невозможен?
Сможет ли Spirit Airlines избежать второго банкротства: ключевая проблема в соглашении с процессинговой компанией, без которого оплата билетов может стать невозможной.
11 августа авиакомпания Spirit Airlines сделала тревожное заявление в своей квартальной отчётности для Комиссии по ценным бумагам и биржам США (Securities and Exchange Commission): компания выпустила так называемое «предупреждение о продолжении деятельности» (going-concern warning).
Для тех, кто разбирается в финансовой отчётности (форма 10-Q), это — тревожный сигнал. Фактически, это официальное признание руководства в том, что существуют «серьезные сомнения» в способности компании продолжать свою деятельность в течение следующих 12 месяцев без кардинальных изменений или вливания денежных средств.
Для Spirit Airlines это особенно тревожно, учитывая, что с момента выхода из процедуры банкротства прошло всего пять месяцев.
Что означает «предупреждение о продолжении деятельности»?
В финансовых терминах, «предупреждение о продолжении деятельности» — это больше, чем просто «беда». Это юридический сигнал о том, что компания может не продержаться еще год в текущих условиях. Аудиторы и руководство выпускают такие предупреждения, когда считают, что компания может столкнуться с трудностями при выполнении своих обязательств, избежании дефолта или предотвращении ликвидации.
Как указано в отчёте Spirit, компания «продолжает испытывать негативное влияние неблагоприятных рыночных условий, включая избыточные внутренние провозные ёмкости и сохраняющийся слабый спрос на внутренние туристические перевозки во втором квартале 2025 года, что привело к сложной ценовой ситуации».
В случае Spirit Airlines предупреждение напрямую связано с соглашениями о долгах, заключённых после банкротства, и потенциально критической проблемой с процессинговой компанией, обслуживающей кредитные карты авиакомпании. Эта компания уведомила Spirit о необходимости предоставления дополнительного обеспечения для продолжения сотрудничества после 31 декабря. Без этого соглашения Spirit рискует потерять возможность обрабатывать платежи за билеты в привычном режиме, что является кошмарным сценарием для любой авиакомпании.
Неспокойные годы Spirit Airlines
Нынешние проблемы Spirit Airlines тем более поражают, что возникли так быстро после выхода из банкротства в марте 2025 года. Эта реструктуризация была призвана сократить долги и стабилизировать операционную деятельность. Это также был исторический момент: Spirit Airlines стала первой крупной американской авиакомпанией, обратившейся за защитой от банкротства после American Airlines в 2011 году.
Авиакомпания уже пережила несколько турбулентных лет: провальные попытки слияния, полную процедуру банкротства и частичное переосмысление своего продукта. Под руководством тогдашнего генерального директора Теда Кристи (Ted Christie), Spirit Airlines предприняла попытку привлечь более премиальную клиентскую базу. Это включало в себя внедрение опции «премиум-эконом», добавление мест с увеличенным пространством для ног, пересмотр программы лояльности и расширение партнерских отношений для увеличения доходов на одного пассажира. Эти инициативы окупились лучше, чем ожидалось, по сравнению с тарифами «на самом дне», которыми была известна Spirit Airlines (вспомните, когда их ярко-желтые двигатели гордо заявляли, что Spirit — дом «голых тарифов»?).
Но общая картина была менее радужной. В апреле 2025 года Кристи ушел в отставку, и Дэйв Дэвис (Dave Davis), ранее занимавший должность президента и финансового директора Sun Country Airlines, занял пост генерального директора. Теперь Дэвису предстоит столкнуться с кризисом платежеспособности лицом к лицу.
Рынок играет не по правилам
Проблемы авиаперевозчика из Дания-Бич (Dania Beach), штат Флорида, выходят за рамки внутренних проблем. На внутреннем рынке США наблюдается избыток провозных ёмкостей, особенно в сегменте туристических перевозок, где Spirit Airlines наиболее активно конкурирует. Усугубляют ситуацию продолжающиеся проблемы с турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney PW1100G-JM с редуктором (GTF), связанные с загрязненным металлическим порошком, использованным в некоторых компонентах. Эти проблемы привели к приостановке эксплуатации множества самолётов Airbus по всему миру, что еще больше ограничивает доступную провозную ёмкость. Добавьте к этому экономику, демонстрирующую признаки напряжения, и вы получите рецепт ослабления спроса со стороны экономных путешественников, которые часто первыми сокращают планы поездок в трудные времена.
Кстати, такие проблемы с двигателями хорошо знакомы и российским авиакомпаниям, эксплуатирующим Airbus A320neo с двигателями PW1100G.
Spirit Airlines сократила провозные ёмкости более чем на миллион мест по сравнению с прошлым годом, даже несмотря на добавление таких направлений, как международный аэропорт Ки-Уэст (Key West International Airport (EYW)), региональный аэропорт Средней Джорджии (Middle Georgia Regional Airport (MCN)) в Мейконе (Macon), штат Джорджия, международный аэропорт Филиппа С. В. Голдсона (Philip S. W. Goldson International Airport (BZE)) в Белизе (Belize City), Белиз, и международный аэропорт Оуэна Робертса (Owen Roberts International Airport (GCM)) на Гранд-Каймане (Grand Cayman), Каймановы острова.
Авиакомпания также объявила о сокращении около 270 пилотов и понижении в должности 140 пилотов, начиная с 1 ноября. Это сокращение станет третьим раундом сокращений или понижений в должности пилотов с сентября 2024 года.
Слияние, сокращение или финал: какой путь выберет Spirit?
Отчет Spirit Airlines ясно дает понять: без новых денежных средств дефолт неизбежен. Руководство рассматривает различные варианты, включая продажу дополнительных самолётов, недвижимости и даже аэропортовых слотов. Однако они признают, что этих мер может быть недостаточно, признавая: «Нет никакой гарантии, что эти инициативы будут успешными».
Варианты на столе звучат знакомо для тех, кто следил за недавней историей Spirit Airlines: слияние, сокращение или ликвидация. Сделка с JetBlue провалилась в 2024 году после вмешательства Министерства юстиции США (Department of Justice, DOJ). Переговоры с Frontier возобновились в октябре прошлого года, но Spirit Airlines отклонила предложение, сославшись на издержки, риски и вероятность того, что регулирующие органы снова заблокируют сделку.
Учитывая предупреждение в форме 10-Q, окно возможностей для Spirit Airlines осуществить успешное слияние — или даже реструктуризацию на уровне выживания — стремительно закрывается.
Spirit Airlines оказалась на незавидном перепутье. С предупреждением о продолжении деятельности в активе, генеральным директором, занимающим свой пост всего несколько месяцев, и моделью авиакомпании, находящейся под давлением как из-за перенасыщения рынка, так и из-за макроэкономических препятствий, следующие 12 месяцев определят, останутся ли эти «летающие школьные автобусы» неизменным атрибутом аэропортов США или пополнят ряды перевозчиков, которые не смогли пережить турбулентность.