«Штутгарт-21»: миллиардные долги Deutsche Bahn — кто заплатит?

«Штутгарт-21»: суд обязал Deutsche Bahn самостоятельно покрыть многомиллиардные убытки из-за перерасхода средств, ставя под угрозу сроки запуска железнодорожного сообщения с аэропортом.

«Штутгарт-21»: стройка века или финансовая бездна? Кто оплатит амбициозный проект нового вокзала?
«Штутгарт-21»: стройка века или финансовая бездна? Кто оплатит амбициозный проект нового вокзала?

Эпопея с проектом «Штутгарт-21» («Stuttgart 21»), амбициозным железнодорожным узлом, обещавшим соединить город и аэропорт скоростными магистралями, обрастает новыми скандальными подробностями. Финансовая сторона вопроса превратилась в настоящий кошмар для Deutsche Bahn (Немецкие железные дороги), и, похоже, расплачиваться за него придется именно этой компании.

Как стало известно, Высший административный суд Баден-Вюртемберга (Verwaltungsgerichtshof Baden-Württemberg, VGH) отклонил апелляцию Deutsche Bahn на решение суда первой инстанции. Это означает, что гигантские дополнительные расходы, связанные со строительством «Штутгарт-21», не могут быть переложены на партнеров по проекту, включая аэропорт Штутгарта (Flughafen Stuttgart), город Штутгарт и федеральную землю Баден-Вюртемберг.

Суть проекта «Штутгарт-21»

«Штутгарт-21» — это масштабный проект по перестройке железнодорожной инфраструктуры Штутгарта, включающий в себя строительство подземного вокзала и высокоскоростной линии до аэропорта. Ключевым элементом для авиапассажиров является новая железнодорожная станция, непосредственно связанная с аэровокзалом, которая, как ожидается, заработает в конце 2026 года.

Это позволит сократить время в пути между новым центральным вокзалом Штутгарта и аэропортом до 6–8 минут. В перспективе это улучшит стыковку между авиарейсами и железнодорожным транспортом, аналогично тому, как это реализовано, например, в московском аэропорту Домодедово, где станция аэроэкспресса находится непосредственно под терминалом.

Бюджетный кризис

Однако, благие намерения столкнулись с суровой реальностью. Изначально запланированный бюджет в 4,5 миллиарда евро стремительно разросся. По последним оценкам Deutsche Bahn, общие затраты на проект могут составить уже более 11 миллиардов евро, плюс буфер в размере 500 миллионов евро на непредвиденные расходы.

При этом финансовое соглашение 2009 года покрывает лишь расходы до 4,5 миллиардов евро. Таким образом, как минимум 6,5 миллиардов евро дополнительных затрат лягут бременем на плечи Deutsche Bahn.

Ответственность за перерасход

Фактически, решение суда означает, что компания самостоятельно несет ответственность за ошибки планирования и перерасход средств. Путь судебных разбирательств для Deutsche Bahn, по заявлению представителей суда, исчерпан, хотя теоретически компания еще может обратиться в Федеральный конституционный суд Германии.

Этот финансовый крах ставит под вопрос не только будущее проекта «Штутгарт-21», но и в целом репутацию Deutsche Bahn, а также заставляет задуматься о надежности и реалистичности бюджетов крупных инфраструктурных проектов, особенно в условиях современной экономической нестабильности. Чем закончится эта история и кто в конечном итоге оплатит этот «праздник жизни», покажет время.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,