TUI: жара, кризисы, оптимизм и новая стратегия

TUI в шторме кризисов и жары: как компания адаптируется, оптимизируя затраты и делая ставку на собственные отели и круизы.

TUI сквозь флаги: как турбулентность лета повлияла на планы гиганта? Рекордные круизы, но отстают бронирования…
TUI сквозь флаги: как турбулентность лета повлияла на планы гиганта? Рекордные круизы, но отстают бронирования…

Ганновер — Летний сезон для туристического гиганта TUI омрачён сразу несколькими факторами: аномальной жарой в Средиземноморье и геополитической напряжённостью на Ближнем Востоке. В то время как собственные отели и круизные лайнеры компании демонстрируют рекордные результаты, бронирования пакетных туров на летний сезон отстают от прошлогодних показателей на 2%.

В Германии это отставание достигает даже 5%, как сообщил генеральный директор TUI Себастьян Эбель (Sebastian Ebel) в ходе видеоконференции с журналистами. Тем не менее, компания недавно слегка повысила свой прогноз по прибыли.

По словам Эбеля, TUI не стремится «выжать» каждого последнего клиента, от которого не получит никакой прибыли. К началу августа было продано 86% предлагаемых пакетных туров на лето. При этом средние цены выросли на 3% по сравнению с прошлым годом, а туроператорское подразделение обеспечивает более половины загрузки для собственных гостиничных брендов, таких как Riu, Tui Blue и Robinson Club. Аналогичные стратегии часто применяют и российские туроператоры, стараясь максимизировать прибыль с каждого проданного тура.

Новости о бронированиях и детали за третий квартал были позитивно восприняты на бирже: акции TUI выросли примерно на 2% до 8,03 евро вскоре после начала торгов и стали одними из лидеров роста в MDax (индексе компаний средней капитализации). Тем не менее, акции все еще торгуются примерно на 4% дешевле, чем в начале года.

Одной из проблем для TUI является тенденция, когда клиенты бронируют поездки в последний момент, внимательно следя за погодой и развитием конфликтов, например, в секторе Газа. Туроператор пытается компенсировать это с помощью скидочных купонов. С другой стороны, недавние периоды экстремальной жары могут привести к увеличению числа бронирований на сентябрь и октябрь, считает Эбель. Подобная гибкость в планировании отпусков все чаще становится нормой и для российских туристов, особенно при выборе направлений внутри страны, где погода может быть непредсказуемой.

В третьем финансовом квартале, завершившемся в конце июня, TUI обслужила 5,9 миллиона туристов, что немного меньше, чем за аналогичный период 2019 года (до пандемии COVID-19), когда было 6 миллионов, как сообщила представитель компании.

При этом выручка TUI составила 6,2 миллиарда евро, что на 7% больше, чем годом ранее. Операционная прибыль (EBIT), скорректированная на специальные статьи, выросла на 38% до почти 321 миллиона евро, достигнув самого высокого уровня с момента слияния компании со своей бывшей дочерней туроператорской компанией Tui Travel в 2014 году. Чистая прибыль, приходящаяся на акционеров, составила 183 миллиона евро по сравнению с 52 миллионами евро в прошлом году.

В текущем финансовом году, который заканчивается в конце сентября, Эбель теперь ожидает рост выручки только на 5% с поправкой на валютные колебания, хотя ранее прогнозировалось до 10%. Тем не менее, скорректированная операционная прибыль, как ожидается, вырастет на 9–11%. Ранее совет директоров прогнозировал рост на 7–10%. Этот улучшенный результат обусловлен, прежде всего, собственными отелями компании и 17 круизными лайнерами Tui Cruises, Hapag-Lloyd Cruises и Marella Cruises.

«Значительный потенциал прибыли» во флоте

Руководство TUI продолжает работать над улучшением финансового положения компании после её спасения государством во время кризиса COVID-19. Задолженность компании сократилась к концу июня на 0,2 миллиарда до 1,9 миллиарда евро, а 250 миллионов евро, полученные от недавно размещенных облигаций, финансовый директор Матиас Кип (Mathias Kiep) планирует использовать для приобретения в собственность ранее арендованных самолетов.

В настоящее время все самолеты флота TUI находятся в лизинге. Приобретение самолетов в собственность даст компании больше свободы в принятии решений о расширении парка или продаже старых машин. Такая стратегия приобретения активов может быть актуальной и для российских авиакомпаний, особенно в условиях нестабильности валютных курсов.

«Вы покупаете самолеты, когда евро силен, и продаете их, когда евро слаб», — добавил генеральный директор Эбель. Это создает «значительный потенциал прибыли».

Эбель также выразил оптимизм по поводу того, что проблемный американский производитель самолетов Боинг (Boeing), после значительных задержек, наконец-то поставит обещанные новые самолеты для TUI осенью и следующей весной. В последнее время производитель значительно увеличил объем поставок. Отметим, что задержки поставок от западных авиастроителей оказывают влияние и на планы обновления парка российскими авиакомпаниями, такими как Аэрофлот.

Проблемы Boeing затрагивают авиакомпании по всему миру, тем более что крупнейший европейский авиастроитель Airbus уже полностью загружен заказами на ближнемагистральные самолеты, пользующиеся наибольшим спросом, на следующее десятилетие. Это создает дополнительные трудности для авиакомпаний, стремящихся к модернизации своих флотов.

В заключение: Несмотря на текущие трудности, TUI демонстрирует устойчивость и адаптивность к меняющимся условиям рынка. Акцент на собственные активы, оптимизация затрат и гибкая стратегия бронирования позволяют компании сохранять прибыльность и оптимистично смотреть в будущее. Российским авиакомпаниям и туроператорам, безусловно, есть чему поучиться у этого европейского гиганта, особенно в плане управления рисками и адаптации к геополитическим и экономическим вызовам.

Поддержать проект

Максим Соколов

, , ,